ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА РИЖСКОГО И ЛАТВЙСКОГО ЛЕОНИДА (ПОЛЯКОВА)


8 сентября в Свято-Троицком кафедральном соборе молитвенно почтили память митрополита Рижского и Латвийского Леонида (Полякова), который с июля по октябрь 1966 года был временно управляющим Свердловской епархией.

В этот день, в 1990 году, после тяжелой болезни владыка Леонид преставился ко Господу.

В наше время осталось мало людей, которые знали владыку Леонида лично, а вот в то время это был человек-эпоха, который многих людей привел ко Христу, бесстрашно отстаивал интересы Церкви в годы гонений и все свои силы и умения прилагал для служению Христу, Его Церкви и народу Божию.

Владыка Леонид родился в 1913 году в Санкт-Петербурге, получил образование врача. В годы Великой Отечественной войны был доктором в госпитале. По окончании войны закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, был преподавателем гомилетики и инспектором в Московской духовной академии. В 1959 году был хиротонисан во епископа в епископа Курского и Белгородского, а затем последовательно был правящим архиереем Ярославской, Пермской и Рижской епархий. По воспоминаниям современников, владыка Леонид был весьма набожным человеком, любил молитву и торжественное богослужение, запросто общался с людьми, вместе с народом после службы распевал акафисты. Архипастырь не чуждался современной ему действительности, всегда был в курсе всех мировых новостей, был образованным и культурным человеком, дружил с многими известными людьми того времени, например, с Аркадием Райкиным, с которым еще вместе учился в школе. Всем запомнилось отменное чувство юмора владыки. В своем кафедральном соборе он ввел за богослужением чтение Священного Писания на русском языке, чтобы каждый, кто стоит в храме «мог его слышать, понимать, любить и исполнять».

Вечная память!

ИЗ ПРОПОВЕДТ ВЛАДЫКИ ЛЕОНИДА

Чувствуя себя греховно немощными, мы идем в святой храм с надеждой на великую милость Божию, которая может нас освободить от греховных недугов, исцелить нашу душу. Одни из нас не осмеливаются просить об исцелении, а только сокрушаются о своих немощах; другие взывают к Господу с просьбой; но и те и другие редко избавляются от духовной болезни.

Почему же так происходит? Разве Господь наш Иисус Христос не слышит нашей молитвы, или разве Он не милосерд?

Вина заключается в нас самих, в том, что мы хотя и сознаем на словах свою греховность и посещаем храм святой, но не вступили еще в решительную и постоянную борьбу с грехом, находимся в его власти и погружаемся в его бездну все глубже и глубже. А если мы сами не боремся, то и Господь нам не помогает.

Как же нам вести борьбу с грехом, который крепко держит нас и мешает нам вырваться из его цепей к истинной христианской жизни? На этот-то вопрос отвечает нам сегодняшнее апостольское чтение: «Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольаких» (Еф. 6, 10—11). Это первое, что требуется от каждою из нас: мы должны, не теряя времени, принять твердое решение вступить в борьбу «против козней диавольских», против всех искушений и соблазнов, греховных мыслей и желаний, всего порочного и грязного, что усугубляет нашу духовную болезнь и ведет к греховной смерти.

Подобно воину, идущему на битву, мы должны вооружиться, ибо нас ожидает очень трудная борьба с коварным противником, духом злобы — диаволом. По слову апостола, мы должны, «облечься во всеоружие Божие», которое приготовила нам Церковь для этой борьбы.

Надо прежде всего «препоясать чресла свои истиною» (Еф. 6, 14), как бы скрепить сердце свое истиной, возлюбить ее, познать ее в евангельском учении Спасителя нашего Иисуса Христа.

Надо облечься «в броню праведности», украсить себя благочестием, милосердием, добрыми делами, и это поможет нам устоять от соблазнов и искушений.

Но и этого мало. Следует обуть «ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6, 15), иными словами, жить всегда и со всеми в мире, отдать себя на служение делу мира ради своих ближних, любить их и взрастить в себе тот внутренний, душевный мир, который служит надежной защитой от всяческих грехов.

Но «паче всего, — учит апостол Павел, — возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6, 16). Вот основное оружие нашей защиты, вот основное средство борьбы, залог нашей победы и нашего исцеления от духовной болезни.

Все стремления и помыслы наши направим на то, чтобы взрастить в себе ту силу веры в помощь и милосердие Божие, которая исцелила женщину. Она с большим трудом передвигалась, враг рода человеческого стремился озлобить ее недугом и завистью к здоровым людям, посеять сомнение в возможность исцеления, толкал к отчаянию в тяжкой болезни, но она упорно боролась, долго терпела, твердо верила в Божественную Истину и всемогущество Божие, и эта безмолвная, но величайшая по твердости вера спасла ее и исцелила от болезни.

Последуем и мы советам апостола, приняв твердое решение исправить свою греховную жизнь. И Господь поможет нам и исцелит от греховной болезни.

Труден путь, упорна и длительна борьба, но велика и необорима сила духовного оружия, данного нам Святой Церковью.

Неисчерпаемо милосердие Божие, готовое всегда прийти нам на помощь через Господа Иисуса Христа. Аминь.