О храме

История Свято-Троицкого кафедрального собора г. Екатеринбурга в фотографиях

История собора в фотографиях

 

История создания Свято-Троицкой (Рязановской) церкви уходит своими корнями в далекое прошлое. Она оказалась на долгие годы связана с купеческим родом Рязановых, игравших заметную роль как в торгово-промышленных, так и в общественных делах.

Родоначальником Екатеринбургской ветви этого рода был купец Меркурий Степанович Рязанов (1741 – 1814), занимавшийся разнообразными торгово-промышленными операциями и общественной деятельностью.  Его потомки, сын – Яким (Иоаким) Меркурьевич (1774 – 1849) и внук Аника (Иоанникий) Терентьевич (1800 – 1857), прославились как выдающиеся предприниматели и строители Свято-Троицкой (Рязановской) церкви.

Свято-Троицкая (Рязановская) единоверческая церковь была заложена в 1814 г. Автором проекта был известный на Урале архитектор М.П. Малахов. К 1824 г., благодаря усилиям Якима Меркурьевича и его единомышленников, значительная часть её была уже построена.

Судьба новой церкви оказалась весьма не простой. Долгое время она была недействующей, так как екатеринбургские старообрядцы не имели разрешения властей освятить церковь и установить на ее куполе крест. В конце 1824 г. Яким Рязанов всё-таки получил соответствующее разрешение от императора Александра I, которое не было претворено в жизнь. При императоре Николае I взаимоотношения между властями и старообрядцами заметно осложнились. Одним из проявлений этого стало опечатывание здания церкви.

В течение долгого времени Яким Меркурьевич Рязанов и екатеринбургские старообрядцы не решались сделать выбор между новой и старой верой. В июне 1838 г. Рязанов сделал важный шаг, согласившись перейти из старообрядчества в единоверие. 12.11.1839 г. с разрешения властей состоялось освящение южного Иоанно-Златоустовского придела перешедшим в единоверие священником Парамоном Лебедевым, и единоверческая церковь начала действовать.

По мере увеличения численности прихожан возникла необходимость в расширении Иоанно-Златоустовской церкви. При материальной поддержке племянника Я.М. Рязанова – Аники Терентьевича и др. купцов, в 1849 г. был построен Никольский придел и освящен 13.12.1849 г.  Освящение главного храма состоялось 18.05.1852 г., а колокольня была пристроена в 1854 г.. Таким образом, к середине 1850-х г.г. церковь приобрела законченный вид, получив официальное название Свято-Троицкой. Она являлась второй по величине из числа восьми выстроенных в 19 веке в стиле классицизма культовых зданий. Её длина, считая колокольню, составляла 58,7 м (27,5 сажень), наибольшая ширина — 18,1 м (8,5 сажень), а высота до верха карниза — 11,7 м (5,5 сажень). Колокольня была в три яруса высотою до верха карниза 37,3 м (17,5 сажень).

К концу 19 – нач. 20 в.в. состав прихожан Свято-Троицкой церкви изменился. Фамилии представителей старых купеческих родов (Рязановых, Казанцевых и др.) стали встречаться все реже. На смену им пришли представители новой предпринимательской волны, прежде всего из числа купцов-мукомолов: Борчаниновы, Брагины, Малиновцевы, Первушины. Но основную массу прихожан составляли мещане и крестьяне. По данным на 1899 г. число постоянных прихожан составляло 1945 человек.

27 октября 1899 г. широко праздновалось по всей России столетие единоверия. В Санкт-Петербурге митрополит Антоний совершил Божественную литургию в единоверческом храме, в Москве митрополит Сергий совершил заупокойное Богослужение по первым борцам за единоверие, духовным лицам и благотворителям. В Екатеринбурге единоверцы просили Его Преосвященство совершить Божественную Литургию в Свято-Троицком храме по древнему «Чиновнику», а также благословения на устройство при храме церковно-приходской школы. Впервые екатеринбургские единоверцы, доселе стоявшие особняком от православных архипастырей, возымели желание видеть в своем храме Архиерея. Первую Божественную литургию в Свято-Троицком храме служил Владыка Ириней (Орда) 13 мая 1901 г., благословляя «двуперстным сложением каждого прихожанина отдельно», а церковно-приходская школа была открыта в этом же году иждивением семьи Казанцевых.

После октябрьского переворота в дни гонений со стороны богоборческой власти приход Свято-Троицкой (Рязановской) церкви вынужден был заключить договор с Екатеринбургским советом рабочих и крестьянских депутатов о безвозмездном пользовании здания церкви и богослужебными предметами по заверенной описи.

Этот договор был нарушен в одностороннем порядке, когда 27 – 28 апреля 1922 г. уполномоченные от губернской комиссии изъяли церковное имущество. Всего было изъято 10 пудов 26 фунтов 5 золотников серебра (174, 4 кг) и все драгоценные камни.

С этого времени взаимоотношения с властями еще более усложнились. На каждое собрание прихода требовалось разрешение или ГПУ, или Свердловского окружкома в зависимости от значимости. В годы церковных нестроений и расколов единоверцы продолжали держаться старых обрядов, решительно отвергая обновленческие реформы.

16 февраля 1930 г. в президиум облисполкома городского совета г. Свердловска поступило требование трудящихся о закрытии церкви и использовании ее под киноклуб. Было собрано около 9000 подписей.

5 апреля этого же года городская комиссия по закрытию церквей. постановила: «Считать целесообразной передачу церкви под клуб Автодора с тем, чтобы закончить ее переоборудование в 10-дневный срок». Вскоре в городе появился кинотеатр «Рот Фронт», просьба трудящихся была удовлетворена вполне. В годы Великой отечественной войны кинотеатр был закрыт, в поруганном храме разместили оборудование ткацкой фабрики и мастерских по пошиву шинелей. Для храма это был самый тяжелый период, именно тогда он был окончательно разрушен и снаружи, и внутри, а затем долгое время пребывал в запустении. Лишь только в семидесятые годы началась его длительная реконструкция под Дворец культуры для того же Автодора.

31 августа 1994 г. преосвященный Владыка Никон отправил прошение на имя главы администрации Свердловской области Страхова А.Л. с просьбой о возвращении Екатеринбургской епархии здания Свято-Троицкой (Рязановский) церкви.

По Божией милости 13 февраля 1995 г., через 65 лет, вышло постановление №142 Свердловского областного комитета по управлению госимуществом «О передаче здания, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Р. Люксембург, 57, на баланс РПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области, а затем, после заключения соответствующих договоров, в безвозмездное пользование Екатеринбургской епархии».

Понадобился почти год тяжелых переговоров и согласований.

6 мая 1996 г. Преосвященный Владыка Никон благословил в связи с передачей верующим Свято-Троицкой (Рязановской) церкви провести 31.05.96 Крестный ход от храма Вознесения Господня до Свято-Троицкой (Рязановской) церкви. Состоялось 1-е богослужение в присутствии многих священников и сотен верующих. С этого дня начались ежедневные Богослужения и работа по восстановлению возвращенного храма. При восстановлении собора исполнились апостольские слова «Сила Божия в немощи свершается» (2 Кор. 12,9).

24 сентября 2000 г. Святейший Патриарх Московский Алексий II в сослужении сонма архиереев и священников и при большом стечении верующих совершил освящение храма. Указом Святейшего Патриарха №5691 от 3 ноября 2000 г. храму был дарован статус Свято-Троицкого кафедрального собора г. Екатеринбурга, главного собора Екатеринбургской епархии.

История колоколов Свято-Троицкого кафедрального собора г. Екатеринбурга

История первой каменной колокольни Свято-Троицкого кафедрального собора начинается с 1854 г. Она была отстроена в три яруса, высотою до верха карниза 37,3 м (17,5 сажень). Высота колокольни составляла околоа 11,7 м (5,5 сажень).

После октябрьского переворота в дни гонений со стороны богоборческой власти Свято-Троицкую (Рязановскую) церковь закрыли для Богослужений постановлением городского совета и в 1930 г. снесли церковный купол и колокольню, а внутри провели перепланировку и в разное время использовали под кинотеатр, ткацкую фабрику и клуб ДК “Автомобилист”.

Сейчас в Троицком соборе имеются колокола прошлых столетии, которые в 1924 году были изъяты у Русской Православной Церкви и семьдесят шесть лет звучали не в храме, а в Свердловском театре оперы и балета. Судьба их до конца не известна. Осталось еще много открытых вопросов: для кого изначально отливались колокола, куда были привезены и т.д.? Понятно только то, что средний колокол весом около 200-250 кг был изготовлен в 1889 г. в Вятской губернии к празднику 900-летия Крещения Руси мастером М.И. Григорьевым, а самый большой, весом 2,5 тонны (156 пудов), изготовлен в 1905 г. на Тюменском колокольном заводе семьи Гилевых по заказу благочестивых мирян. На колоколах отлиты образы Спаса Нерукотворного, Пресвятой Богородицы, прп. Серафима Саровского, Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и свт. Николая Чудотворца.

Купцы Гилевы – крупнейшая в Сибири династия колокольных мастеров. На протяжении двухсот лет они отливали колокола для всего региона. Родоначальником династии мастеров считается Иван Иванович Гилев. Двоюродный брат Сергея Григорьевича – Петр Иванович Гилев отличился на колокололитейном производстве, основав «Торговый дом П. И. Гилева». После смерти Петра Ивановича дело отца продолжили его сыновья Константин и Семен. Семейное предприятие получило название «Торговый дом П. И. Гилева сыновья». Но главная победа братьев Гилевых пришла к ним в 1905 г. на Всемирной выставке в Брюсселе. Колокола, отлитые на Тюменском колокольном заводе «Торгового дома П. И. Гилева сыновья», своим качеством, «малиновым звоном», поразили искушенных европейцев. Мнение устроителей выставки было единодушным – высшая награда. Так Большая золотая медаль и крест бельгийского короля оказались в Тюмени.

В настоящее время обнаружено около 60-ти гилевских колоколов, в том числе в Иерусалиме, Харбине и на Урале. Самый большой из них – благовестник в 31 пуд и 24 фунта – почти 518 кг. А самым старинным — уже более 200 лет!

К июлю 2000 г. по договоренности митрополита Викентия с руководством театра, колокола были демонтированы и взамен на новые возвращены Русской Православной Церкви. Это событие произошло накануне приезда Патриарха Алексия II на Уральскую землю. Старинные колокола развесили на втором ярусе колокольни Свято- Троицкого собора, а на первом ярусе разместили колокола современной отливки.

24 сентября 2000 г. Святейший Патриарх Московский Алексий II в сослужении сонма архиереев и священников и при большом стечении верующих совершил освящение храма и колоколов. К этому времени фирмой «Пятков и Ко» в г. Каменск-Уральский были изготовлены для полного набора новые колокола из правильно подобранного состава колокольной бронзы, которая составляет 80 % меди и 20% олова. Такая пропорция металлов делает структуру колокола крепкой, а звук – звонким.

7 января 2001 г. в Рождество Христово на колокольне храма Святой Троицы (Свято-Троицкого кафедрального собора) впервые за несколько десятилетий зазвконили все 13 колоколов.

Зимой 2025 года настоятелем храма митрофорным протоиереем Николаем Малетой было принято решение произвести реставрацию колокольной крепежной системы (замену тросов, веревочных тегов и других крепёжных деталей). Такая реставрация была необходима по причине изношенности системы креплений.

Во время ремонта решилась судьба молчавшего колокола, называемого “подзвонный”, весом в 240 кг. Он был снять по причине негармоничного звучания и долгое время “безмолствовал”.

Директор завода “Пятков и Ко” Николай Геннадьевич Пятков предложил переотлить старый колокол на новый, но большего размера. 23 июля 2025 г. вновь отлитый колокол, весом 326 кг, украшенный образами святых Царственных страстотерпцев, великомученика Георгия Победоносца, иконой Успения Пресвятой Богородицы и Владимирской иконой Божией Матери , был поднят на колокольню Троицкого собора, а установлен 30 июля 2025 г.

В настоящее время с колокольни Свято-Троицкого собора доносятся звуки

13-ти колоколов: звуки прошлого и настоящего.

В православии «колокол имеет очень важное миссионерское значение. Он призывает людей на Богослужение и передает освящающую верующего человека духовную радость. Колокола сопровождают жизнь человеческую от рождения до смерти», — так сказал священник Максим Миняйло. В «Чине благословения колокола» так и сказано: «Яко да вси слышащие звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святого Твоего». Поэтому такое событие, как возвращение колоколов церкви – имеет важное историческое значение.

 

Престольный праздник: День Святой Троицы.

Духовенство

Митрофорный протоиерей Николай Юрьевич Малета — настоятель храма

Протоиерей  Сергий Вячеславович Алексеев

Протоиерей Сергий Петрович Савин

Иерей Сергий Владимирович Цихановский

Иерей Константин Владиленович Корепанов

иерей Николай Анатольевич Дмитрук

Протодиакон Игорь Григорьевич Романенко

Протодиакон Андрей Егорович Мезюха

Диакон Никита Валерьевич Филиппов