Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем празднование Богоявления. Еще недавно, не прошло и двух недель, как мы радовались пришествию в мир по плоти Господа нашего Иисуса Христа — празднику Рождества Христова. И вот мы дожили до Богоявления. В древности это был один праздник под общим названием «Богоявление», потому что Бог пришел в мир. Потом произошло разделение, ибо появились некоторые люди, названные еретиками, утверждавшие, что Богоявление было призрачным, потому что из древних мифологий было известно, как боги являлись на земле в каком-либо виде. Но их появление было временным и не имело никаких последствий для человека, кроме каких-то нравственных научений. И поэтому в пику еретикам стали праздновать рождение по плоти Господа нашего Иисуса Христа, и этот праздник стал вторым по значимости после празднования славного Христова Воскресения — Пасхи.
Но богословская нагрузка пришествия в мир Бога по плоти остается в празднике Богоявления. Вот поэтому так велика важность праздника Богоявления. Потому что именно в тот момент, когда Господь совершал эту миссию, и основным месседжем его проповеди была фраза, которую знает и слышит каждый из нас: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (или Царствие Божие).
И вот мы, христиане, к сожалению, перестали делать акцент на пришествии Царствия. Мы думаем и молимся о чем угодно. Конечно, своя рубашка ближе к телу: мы молимся о себе, о своем здоровье, о здоровье наших близких, о счастье в нашей жизни и наших близких. Но кого сейчас из нас волнует Царствие Небесное?
Даже среди христиан есть суеверные люди, которые боятся этого словосочетания. Потому что оно устойчиво связано в их сознании с похоронами и с жизнью после жизни. И так как многие из нас далеки от истинной веры, то на место веры приходит страх: когда мы слышим «Царствие Небесное», то нас пробирает некая мистическая дрожь. И не дай Бог нам друг другу пожелать Царствия Небесного! Это уже понимается как скрытая угроза.
На самом деле, что же такого случилось 2000 лет тому назад и повлияло на течение всей мировой истории? А случилось то, что на землю действительно пришло Царствие Небесное. Царствие Божие – это не территория на земле, не политическое устройство. Это всего на всего лишь власть Бога. Полная и абсолютная власть Бога. И вот эта власть приходит в лице Господа Иисуса Христа и актуализируется эта власть в тот момент, когда Творец и Создатель всего мира приходит на реку Иордан, стоит в очереди иудеев, жаждущих покаяния и омовения в воде от Иоанна, потому что они не только умом , но и сердцем услышали этот призыв. И когда приходит Его очередь, то Иоанн, узнав Духом святым Сына Божия, Спасителя и Миссию, сам ужасается: «Мне надлежит креститься от Тебя», — слышим мы в сегодняшнем Евангелии. Что же отвечает ему Христос? Он отвечает: «Оставь теперь». То есть, не надо сейчас выстраивать каких-то умозаключений. «Ибо надлежит нам исполнить всякую правду», — говорит Господь. Какую же правду? Евангелист не поясняет, но весь контекст евангельской проповеди говорит, что это за правда. А правда эта в том, что Бог остается верен своему завету, что Он не покинет своих людей. И вот он приходит в судьбу этих людей, и в момент крещения открывает себя миру. И вот это откровение мы слышим, читаем и поем в тропаре праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе». Когда ты, Господи, крестился в Иордане, то в этот момент было явление Святой Троицы. Глас Отца подтверждает Твое Богосыновство, и Дух святой в виде голубя появляется и заверяет истинность слов.
И именно Духом святым, а не телесными очами, не земным умом, очевидцы события понимают, что случилось что-то важное, и с этого момента жизнь пойдет по-другому.
И до сего дня многие читают и слышат тропарь, читают евангельские строки, богословские трактаты, проповеди на эту тему, но, по словам апостола Павла, когда люди читают букву писания с неснятым покрывалом, подобно древним иудеям, т.е. своим только умом, без содействия благодати Божией, то все остается темным, непонятным – и в результате ненужным.
И вот о чем мы молимся?. О чем угодно! Но о Царствии небесном, о пришествии Духа святого о посещении Духом святым, редко кто из нас молится. Кто-то об этом даже не подозревает, кто-то боится это делать: «Кто мы такие? Мы грешные. Это великие подвижники, молитвенники о Святом Духе могут молиться. А нам это не дано». Нет же! Сегодняшний праздник, событие Крещения Господня, повод вспомнить свое крещение, в котором мы и просили пришествие Духа святого, чтобы просветились наши сердца и умы Духом святым, чтобы мы, выйдя из купели крещения, стали другими людьми. У кого-то это получается, у кого-то нет. Но у каждого есть такая возможность. И посему, любой праздник является не только поводом, чтобы праздно провести время: пообщаться утешиться пищей, напитками. Это еще и повод осознать происходящее событие и привязать его к своей жизни, ибо нет бессмысленных праздников в Церкви. И дай нам Бог сегодня вспомнить наше крещение, вспомнить о том, как мы или наши восприемники приносили обеты святого крещения: «Отрекаюсь от сатаны и всех дел его, и всего служения ему, и сочетаюсь тебе Христе и поклоняюсь Тебе, яко Царю и Богу. И эти слова мы должны помнить всякий раз, когда совершаем свое домашнее молитвенное правило, идем на храмовую молитву и особенно,
когда мы приходим к таинству святого покаяния.
Всех вас поздравляю с праздником, и дай Бог, чтобы сей праздник не был лишь красной датой в календаре, пустым событием, о котором можно вспомнить только с сожалением, а не с радостью. Аминь.