Проповедь протоиерея Сергия Алексеева в Неделю о мытаре и фарисее 9 февраля 2020 года
Проповедь протоиерея Сергия Алексеева в Неделю о мытаре и фарисее 9 февраля 2020 года MP3
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодняшнее Евангельское чтение повторяется из года в год на протяжении многих веков: это притча о мытаре и фарисее. В ней расставляются акценты: что такое молитва, что такое духовная жизнь, что такое христианское терпение и христианское смирение.
Мы видим фарисея, который благодарит Бога (заметим, что он Бога благодарит) . Но благодарит за что? За то, что он не такой как прочие люди: «Я все делаю как надо, как предписывает закон».
Фарисей являет собой образ или архетип человека, который видит в достижении Богообщения только то, что предписывает религиозный ум. Он исполняет каноны, совершает молитвенные правила, раздаёт милостыню, постится по определённым дням и поэтому считает, что раз он все это делает, то он находится в нормальном состоянии, и вечная жизнь ему обеспечена. Так привыкли думать все люли, так привыкли думать и мы, к сожалению. Но Господь показывает нам мытаря, который был с религиозной точки зрения нечистым, недостойным Богообщения и вечной жизни. И вот этот мытарь, вопреки расхожему мнению, себя не унижает (Принято говорить: «Фарисей себя возвеличивает, а мытарь себя унижает» ). Нет. Мытарь не унижает себя. Он не говорит, что он хуже всех, что он согрешил всеми грехами и ничего доброго не делает. Он понимает, что старается жить в меру религиозных требований. В то время не было деления на светских и религиозных. Все были религиозны. Мытарь осознает, что занимается делом, которое его кормит, но оно с точки зрения закона оно неблагочистивое: собирает налоги, входит в конфликт с соотечественники и поддерживает безбожную власть.
Ещё раз повторюсь: мытарь себя не унижает, он не рвется все перевернуть, все охаить, а всего лишь надеется на милость Божию: «Боже, милостив буди мне грешному». Такой трезвый взгляд на ситуацию обращает внимание Господа. «Вот так надо делать», — говорит Господь.
Не проклинать власть, которая что-то делает не так, не есть себя поедом, что наша профессия не соответствует каноническим требованиям. Ведь многие живут с таким раздвоенным сознанием, считая свою профессию небогоугодной. Но нет небогоугодного занятия. Единственное небогоугодное занятие — это игнорировать Бога., презирать Бога. То презрение, которое выразил фарисей, сам того не понимая. Что такое презрение Бога? Это надежда на себя. Мы окружены такой культурой, цивилизаций, которая завышает самооценку человека, которая вопиет: «Делай, ты сам можешь что-то достичь: сам можешь достичь здоровья, ты сам можешь достичь высот духовности, сам можешь достичь вечной жизни» А если в цивилизации присутствует понятие «Бог» , то Бог рассматривается как инструмент, который воздает награды, премирует нас за наши достижения вечной жизнью. Но это есть самое яркое извращение религии как таковой и христианства в частности.
Сегодня мы говорим о смирении, и Господь приводит мытаря как пример смирения. Что же такое смирение? Смирение, конечно, не поддаётся точной формулировке по одной простой причине: ничто живое нельзя уложить в мёртвые формулы. Формула может дать какое-то представление, но никогда не опишет явление целиком. И мы путаемся в этих формулировках. Многие считают смирением свою закомплексованность, гипертрофированное чувство вины. Человек думает, что он живёт не так, думает не так и переживает по этому поводу. Он приобретает невроз и отравляет жизнь себе и окружающим. В таком состоянии мир видится искаженным. Он смотрит на культурные и информационные достижения, которые тоже есть отражение Божией мудрости, и проклинает их. Он говорит: «Не надо так делать». Если обратиться к пророчествам Ветхого завета, то увидим, как там проклинается городская цивилизация и возвышается, идеализируется пастушеская жизнь. Но это всего лишь метафоры. Хорошо прославлять Бога в простоте сердца. Но давайте подумаем, а где она наша простота сердца? Мы очень сложные организмы: и в психологическом, и душевном, и духовном планах. Но эта сложность заложена в нас Богом. Другое дело, что мы сами усложняем свою жизнь. Но это уже другой разговор.
Смирение — это не самоуничижение, не самоедство, тем более не осуждение себя, а это трезвый, непредвзятый взгляд на реальную ситуацию. Часто смиренность становится синонимом слову «дурак». Смиренный человек — необразованный, некультурный, не духовный. Человек становится смиренным от недостатка воспитания. А вот если человек культурный, образованный, высокодуховный, то тогда смирению нет места в жизни.
Но образцом смирения для нас является Бог. Об этом мы читаем в Священной писании. Смирение проистекает не от недостатка, а от избытка совершенства. Чем совершеннее становится человек, чем цивилизованнее, чем культурнее, чем образованнее, чем духовнее, тем он более приближается к образцу смирения. И Господь призывает: » Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен». Быть смиренным совсем не значит, что надо копаться в закоулках своих мыслей, желаний, поступков, которые очень часто бывают неблаговидными. Это не смирение. Чаще всего результатом самокопания становится депрессия и отчаяние. И человек начинает задаваться вопросами: «А зачем я живу? Зачем мне это нужно? Есть ли смысл в моей жизни? » Но смирение — это не осуждение себя, а сравнивание себя со Христом. Такое утверждение звучит не смиренно, дерзко, но это действительно так. Потому что любая грязь выявляется только при свете. И чем ярче свет, тем более видны даже малейшие оттенки серого на наших мыслях, словах, поступках. И тогда мы приходим в свою меру, мы смиряемся, потому что видим реальную картину. Мы не в силах изменить мир вокруг, но мы в силах изменить себя, свое отношение к миру. Будем помнить, что ради этого мира, ради нас с вами, «Нас ради человек и нашего ради спасения» Бог становится человеком.
И когда мы начинаем движение к Богу, то мы должны молиться молитвой мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». И это будет настоящим, неподдельным смирением себя в свете славы Божией. Аминь.