Слово о святом праведном Иоанне Кронштадском
Проповедь иерея Константина Корепанова
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Хочется сказать слово об удивительном человеке, священнике, отце Иоанне Кронштадтском. О нем можно говорить много: жизнь он прожил достойную, — славную, скорбную, — но хотелось бы обратить внимание на два странных обстоятельства его жизни. Первое, — это мало кто знает, а если и знает, то не обращает внимания, — что он был тем, кто, с нашей точки зрения, называется дипломированным специалистом, или, точнее, дипломированным богословом, и он с отличием закончил санкт-петербургскую духовную академию, лучшее образовательное учреждение той эпохи. Но кто-нибудь когда-нибудь слышал из его уст высокое богословие? Кто-нибудь когда-нибудь слышал о том, как он богословствует? Хотя он написал немалое количество сочинений, и собрание его сочинений состоит из десяти томов, он никогда не говорил именно богословским языком; он пишет совершенно другим, совершенно не богословским языком, но он богословствует. И это богословие касается самого ядра его жизни, ибо, как сказали древние, «только тот, кто молится, — тот и есть богослов.» Неважно, какие термины ты изучил, неважно, какие умные книги ты прочитал, а важно, знаешь ли ты Бога своим сердцем. Поэтому главным письменным трудом, наследием его жизни является собрание, называемое «Моя жизнь во Христе». И вот второе, о чём мне хотелось бы сказать, — это удивительное дерзновение этого человека. Он посмел, — и сейчас это бы было очень странно, — а он в ту эпоху назвал своё сочинение » Моя жизнь во Христе. » Это сейчас мы знаем, что он — святой, что у него происходили великие чудеса, и он канонизирован, но книга то была издана при его жизни. Он при жизни так её назвал, при жизни её опубликовал, не стесняясь называть свою жизнь как жизнь во Христе. Это было настолько дерзновенно, настолько не похоже на то, что тогда чувствовали верующие люди, — тем более, на то, что люди чувствуют сейчас, — это было именно дерзновенным исповеданием веры.
Вот чем должна быть жизнь человека на земле: она должна быть и есть жизнь во Христе. Не потому, что он священник, не потому, что он — Иоанн Кронштадтский, а потому, что он — христианин. Он родился во Христе, когда его крестили родители, и жил во Христе всю свою жизнь. И одним своим названием эта книга учит нас главному: ведь наша-то жизнь тоже во Христе. Если она не во Христе, в ней нет никакого смысла, никакого значения, она просто ничего не стоит; она бессмысленна и бестолкова, грешна, и за неё ничего не будет, ибо ничего здесь нет. Жизнь наша либо во Христе, либо она — без Христа. Если она без Христа, — она такая же, как у всех людей, и, естественно, ни к чему не приведёт, кроме как к тьме вечной. Либо она — во Христе, и об этом не надо стыдиться думать, а, когда придётся, — и исповедать. И есть одно важное качество, которое напрочь отсутствует у современных людей; но, если бы вы сами читали строчки его записок, названных «Моя жизнь во Христе», мы бы перестали этому изумляться. О чём пишет Иоанн Кронштадтский? Наверное, о том, как он молится, о том, как он постится, о том, какие чудеса сотворил? Нет, он пишет о том, какой он несчастный грешник, о том, как он накричал на матушку, о том, как он чуть не побил слугу, о том, какие у него слабости и немощи, — ибо это и есть жизнь во Христе. Мы люди, а, значит, мы — грешные существа; но Бог к нам пришёл не потому, что мы это заслужили, а потому, что Он нас любит. Он любит и не может нас бросить. И в том и состоит сознание человека во Христе, что он знает все свои грехи, и с каждым днём всё отчётливее их видит, постигая их глубь и суть, но при этом нисколько не сомневается, что Бог с ним, и он чувствует врачующую, милующую любовь Иисуса Христа. Мы обычно изумляемся тем, что мы грешники, мы удивляемся этому, — но кем мы могли быть? Кем? Если вы сегодня проживёте день без греха, — вы отпали от Христа, потому что либо вы не видите своих грехов, а, значит, слепы и во тьме пребываете, — либо вообще вы оставлены Богом, ибо по словам апостола Иоанна Богослова, тот, кто говорит, что он не имеет греха, — тот отвергся от Христа, ибо Христос, как вы слышали только что, пришёл в мир грешников спасти. Если я грешен, — я должен видеть свой грех, оплакивать его и благодарить Бога, ко мне пришедшего. Нас не должен удивлять наш грех, нас не должен он вводить в депрессию: мы никакими другими не можем быть. Но сознание нами нашего греха умножает благодарность Богу, который нами не гнушается. Созерцание нашего греха внушает нам смирение, и мы спокойно воспринимаем грехи других. Любви нас учит наш собственный грех, ибо как же ещё относиться к такому же грешнику, как мы сами? Всё же просто: не надо бояться собственного греха! Его просто не надо прятать, не надо от него бегать, — надо исповедать: «Да, Господи, мы — грешники, всегда ими были и до скончания века этого ими и останемся; и нет у нас никакой силы избыть, изжить этот грех; но мы при этом веруем, что Ты пришёл в мир грешников спасти, что Ты живёшь во мне и делаешь то добро, которое делается через меня, ибо, если я сегодня подал милостыню, варианта только два: либо я стал щедрым, — либо во мне Бог действует. Если я щедрый, то это ничего не даёт, — много есть щедрых людей, подающих иногда милостыню. Но, если во мне, в моём жестоком, жадном, гордом сердце живёт какая-то толика благодати Божией, то, значит, я благодарю Тебя, Господи, что Ты мои грешные руки, моё скверное сердце сделал способными подать кому-то милостыню. Это я-то, жаднющее существо, — жестокосердная, немилосердная скотина — могу подать милостыню! Что же ты сделаешь со мной, Господи? Как же Ты любишь меня, что даже моё сухое сердце наполняешь Своей благодатью и теплотой! Вот, я помолился, — немного, — всего-то пятнадцать минут, но помолился, а не молитвы читал. Господи! Это я-то помолился! Это моё-то сердце, способное только болтать и богохульствовать, осуждать, запрещать, укорять, злословить, — вдруг помолилось! Не иначе, как Ты коснулся этого сердца. И это после того, что я сегодня сделал? После того, как я прожил сегодняшний день, Ты дал мне помолиться, Ты принял мою молитву, услышал её! Как же Ты сильно любишь нас, Господи!
Вот что такое жизнь во Христе: непрестанное знание своего греха, сопровождающееся благодарением Бога и прославлением Его, и проистекающими из этого смирением, сокрушением, милосердием и любовью, за которые мы до скончания века прославляем Бога нашего, ибо Он нас нашёл где-то на дорогах этого мира, лежащих в собственной нечистоте, поднял, взял на Свои плечи и понёс. Если мы окажемся однажды в Царстве Божием, — а на это есть великая надежда, ибо Он нас несёт на Своих плечах, — а, если уж Он взялся, — то уж донесёт! Донесёт, Он — терпелив: Он Крест донёс, — и нас уж как-нибудь донесёт. И, если Он нас донесёт, — то явно, это — не наша заслуга; а и там, в вечном Царстве, в вечной жизни будем бесконечно славить Его неизреченное человеколюбие, щедрость и милость. Аминь».
Аудиозапись: https://yadi.sk/d/Y0GJbceqY3aUkQ или https://cloud.mail.ru/public/b8sk/LPEg9M7nK
Видеозапись: https://youtu.be/5OuMFurN3rI
Источник: Сайт Корепанов РФ ВКонтакте