Великий канон преподобного Андрея Критского: рассказывает иерей Констнатин Корепанов. Часть 3.

Песнь. Тропарь 5. Вме́сто Е́вы чу́вственныя мы́сленная ми бысть Е́ва, во пло́ти стра́стный по́мысл, показу́яй сла́дкая и вкуша́яй при́сно го́рькаго напое́ния. [Вместо чувственной Евы восстала во мне Ева мысленная – плотский страстный помысел, обольщающий приятным, но при вкушении всегда напояющий горечью.]

Основные мысли: Природа старсти такова: приходит некий помысел, каждому свой, но приходит тот помысел или картинка, которая кажется сладкой. Кому-то показывается бутылка водки — кому-то это никак, а кому- то -брань на полгода. У каждого свое. Если человек рассматривает эту картинку, то он получает наслаждение только от того, что смотрит. Если мы получаем радость от страсти, то мы не с Богом, мы не любим Бога и от этого мучаемся, так как все, что не в Боге, ведет к смерти.И мы сами добровольно вкушаем смерть, потому что эта сладость таже самая по вкусу, что соблазнила Еву в Раю, и она потеряла Бога. Бог милостив и догтотрепелив. Но если мы эту сладость до конца жизни не изгоним, то тогда однозначно — смерть.

Песнь 1 Тропарь 6.

Досто́йно из Еде́ма изгна́н бысть, я́ко не сохрани́в еди́ну Твою́, Спа́се, за́поведь Ада́м: аз же что постражду́, отмета́я всегда́ живо́тная Твоя́ словеса́? (Достойно был изгнан из Едема Адам, как не сохранивший одной Твоей заповеди,  Спаситель. Что же должен претерпеть я, всегда отвергающий Твои животворные повеления?)

Основная мысль: Адам был изгнан, нарушив только одну заповедь. На что же надеяться нам, которые нарушают заповеди каждодневно и множество раз? Почему мы решили, что нам ничего не будет за это и мы останемся без наказания? Кто же может спастись? Никто. Только Бог может спасти. Итог канона: я хуже Адама, но Бог может меня спасти, потому что Он щедр и милостив и пришел в мир спасти грешников.

Понедельник. Песнь 2. Тропарь 4. Вообрази́в мои́х страсте́й безобра́зие, любосла́стными стремле́ньми погуби́х ума́ красоту́. [Отобразив в себе безобразие моих страстей, сластолюбивыми стремлениями исказил я красоту ума.]

Человеческий ум по существу светел. Это особенно видно в наших бабушках: четко распознавали обман, чувствовали зло, но при этом были милосердны и кротки. Эта красота ума была у нас (при Крещении), но мы ее загубили, обращая внимания на сладкие помыслы… Всякий раз устремляясь к соблазну, мы пятнали наш ум. Очистить ум можно только слезами и покаянием.