Проповедь протоиерея Сергия Алексеева на Всенощном бдении 8 февраля 2020 года

Проповедь протоиерея Сергия Алексеева на Всенощном бдении 8 февраля 2020 года mp3

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
     Сегодня Русская церковь вспоминает подвиг своих новомучеников, и  православный  христианин задумывается над тем, какой же урок извлечь из жития, подвигов того или иного святого. Когда мы говорим о мученичестве, то прежде всего, разговор идёт о смерти за Христа. Мы почитатаем мучеников, потому что они не испугались смерти, пыток, они не отреклись от Христа. И за это мы их прославляем. За этим внешним скрывается основная суть подвига мученичества.С греческого языка слово «мартис», то есть мученик, переводится как «свидетель». Свидетель чего? Свидетель  силы и власти Божией.
     В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали такие слова:
«Дана мне всякая власть и на Небеси и на земли». Так говорит Воскресший Христос своим ученикам. И эта власть проявляется в Церкви. Но не в смысле иерархии, администрации, властных структур. Да. Это все есть. Но это все внешнее. Сила Церкви в той власти, которая дарована ей Христом.
     Как же увидеть в себе эту силу? 
     Когда святой апостол Павел дискутирует со своими оппонентами, которые обвиняли его в том, что он не настоящий апостол, что он не так передаёт благую весть, не о том говорит, не тому учит, то он настаивает на том, что он — истинный апостол: он послан самим Христом Воскресшим и говорит то, о чем ему заповедал Господь. И предъявляя «Гамбург ский счёт» свои оппонетам, он вопрошает: «Почему вы считаете меня не настоящим апостолом? Я тоже благочестивый иудей, как и вы, но  имею ещё один «козырь в рукаве»: я готов умереть за Христа. А вы готовы умереть за Христа?» И как правило, на этом полемика прекращается: либо с чистым проигрышем, либо со скрытой враждой против слов апостола. Но не в том сила апостола, что он готов умереть за Христа. И не в том сила мучеников, что они умерли за Христа.  Чтобы умереть, хватает решимости в несколько секунд. Мы знаем, вы жизни человека есть такие возвышенные моменты, когда он превосходит все нормы, все законы, установки, запреты. Нарушает их когда-то во благо, когда-то нет. Но тем не менее нам знакома такая решимость. Умереть совсем не трудно. И апостол говорит об этом: «Я готов умереть за Христа, но полезнее мне находится в этом теле и жить ради вас, своих духовных чад».
     Тем самым апостол провозгласил лозунг древних посвящённых, которые тоже были готовы умереть ради обретения бессмертия. И тайна, которая открывалась им, была такова: смысл жизни не в смерти, а смысл жизни — в жизни. Ведь Христос пришёл не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы жить и даровать нам жизнь. И как пишет евангелист Иоанн Богослов: «.. Даровать её с избытком…»
     Смерть ради жизни, жизнь ради жизни.
     Почитая подвиг новомучеников, мы научаемся у них главному: мы готовы умереть за Христа (и это похвально), но ещё лучше — умение жить ради Христа. Вот почему в церкви подвиг преподобных и праведных ставится наравне с мученическим подвигом: борьба со страстями есть бескровное мученичество.  И дай Бог нам   молитвами святых новомучеников Церкви Русской  уметь, хотеть жить ради Христа. Аминь.