Слово митрофорного протоиерея Николая Малеты на Божественной литургии в Неделю 15-ю по Пятидесятнице: где нет любви, там нет Бога, ибо Бог есть любовь…
Дорогие братья и сестры, всех вас поздравляю с Воскресным днем, с продолжающимся празднованием Честному и Животворящему Кресту. Праздник Воздвижения продлиться до пятницы, целую неделю.
Мы слышали сегодня в евангельском чтении и проповеди о том, что Господь призывает каждого из нас взять свой крест и следовать за Ним.
Что означает «взять свой Крест?» Безусловно, у каждого человека свой жизненный крест, свои обстоятельства жизни. Мы часто не понимаем того, что происходит в нашей жизни, мы не понимаем, зачем встречаются скорби, почему мы болеем, почему мы страдаем, почему Господь не всегда дает то , что мы просим. Один святой человек сказал, когда его попросили помолиться о некоем брате, чтобы Господь помог ему разрешить земную ситуацию.
Святитель ответил: «ты, конечно, можешь просить, но только помни одно, ты просишь помощи у Христа, не забывай, какой ценой достигнута возможность тебе помочь. Цена этому Крест». Чтобы понять смысл и суть крестоношения, мы должны вникнуть в те слова, которые сказал Господь сказал некоему законнику, вопрошающего о самой главной заповеди закона (Законники старались соблюсти все заповеди, но зачастую эти стремления ограничивались внешним, формальным исполнением Закона Божьего, без души и сердца).
Господь ответил на вопрос законника: возлюбиши Господа Бога твоего, сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе».
В этих двух заповедях – весь закон и все пророки. Весь закон – в исполнении двуединой заповеди о любви.
Для того, что понять, что такое подлинная любовь, мы должны взирать на Христа, распятого на Кресте
Во время венчания читается апостольское послание, где есть такие слова: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и Себя предал за нее. На что предал Себя Господь? На страдания, на Крест.
Господь призывает всех нас любить ближнего своего, как самого себя.
Каждый свою плоть питает и греет: когда мы хотим кушать, то мы стараемся утолить голод, когда хотим пить — утоляем жажду, когда замерзаем — одеваемся, ищем теплое место.
В какой мере мы заботимся о себе, в такой мере забота должна простираться и на ближнего. Как мы себя любим, так мы должны и своего ближнего любить.
Но, к сожалению, «чем дальше, тем страшнее»: вырастает идол, имя которому — «эгоизм».
Читая историю, видишь, как люди умели сострадать друг другу, как умели увидеть нужду другого и необходимость оказать помощь в любом проявлении (не только материальную, но и теплым участием, добрым словом). В дни лихолетья: после революции, Великой Отечественной Войны и послевоенные годы люди делились корочкой хлеба и были этим счастливы.
Почему же сейчас все иначе? Почему человек, достигнув в своем развитии небывалых высот, теряет человечность?
Мы делаем все, чтобы нам было хорошо. Мы даже любим кого-то, когда нам хорошо от этой любви. Когда чем-то надо пожертвовать, тогда нас эти отношения не устраивают. Мы порой знакомимся с людьми с целью извлечь выгоду: использовать человека для решения своей проблемы. Страшный эгоизм охватывает наши сердца и души. Это, действительно, один из признаков того, что мир стремиться к завершению своего исторического бытия, если ничего не изменится. В Апокалипсисе, книге, которая описывает последние судьбы мира, говориться, что когда Господь придет на землю, то не обретет веры, любви, ибо иссякнет любовь между людьми. А Бог есть любовь. И людьми мы остаемся только тогда, когда мы способны любить друг друга, когда мы способны подлинно любить, жертвенно любить, отказывая себе в чем-то ради другого.
Это и есть главная задача земной жизни. Если мы не научимся любить здесь, то мы не сможем любить Бога в жизни будущего века. А там, где нет любви, там нет Бога, ибо Бог есть любовь. Будем об этом помнить и молить Бога об утверждении в наших сердцах ослабевающей любви.
Если мы будем думать о ближних, то и Господь поможет нам, даст нам все необходимое для земной жизни, и мы будем жить благополучно и счастливо с надеждой на то, что Господь помилует нас и в жизни будущего века. Аминь.
Аудиопроповедь митрофорного протоиерея Николая Малты на Божественной литургии 29.09.2019