Слово митрофорного протоиерея Николая Малеты на Божественной литургии в Неделю 15-ю по Пятидесятнице: где нет любви, там нет Бога, ибо Бог есть любовь…

Дорогие братья и сестры, всех вас поздравляю с Воскресным днем,  с продолжающимся празднованием Честному и Животворящему Кресту. Праздник Воздвижения продлиться до пятницы, целую неделю.

Мы слышали сегодня в евангельском чтении и проповеди о том, что Господь призывает каждого из нас взять свой крест и следовать за Ним.

Что означает «взять свой Крест?» Безусловно, у каждого человека свой жизненный крест, свои обстоятельства жизни.  Мы часто не понимаем того,  что происходит в нашей жизни, мы не понимаем, зачем встречаются скорби,  почему мы болеем, почему мы страдаем, почему Господь не всегда дает то , что мы просим. Один святой человек сказал, когда его попросили помолиться о некоем брате, чтобы Господь помог ему разрешить земную ситуацию.

Святитель ответил: «ты, конечно, можешь просить, но только помни одно,  ты просишь помощи у Христа, не забывай,  какой ценой достигнута возможность тебе помочь. Цена этому Крест». Чтобы понять смысл и суть крестоношения, мы должны вникнуть в те слова, которые сказал Господь сказал некоему законнику, вопрошающего о самой главной заповеди закона (Законники старались соблюсти все заповеди, но зачастую эти стремления  ограничивались внешним, формальным исполнением Закона Божьего, без души и сердца).

Господь ответил на вопрос законника: возлюбиши Господа Бога твоего, сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе».

В этих двух заповедях – весь закон и все пророки. Весь закон – в исполнении двуединой заповеди о любви.

Для того, что понять, что такое подлинная любовь, мы должны взирать на Христа, распятого на Кресте

Во время венчания читается апостольское послание, где есть  такие слова: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил  Церковь и Себя предал за нее. На что предал Себя Господь?  На страдания, на Крест.

 Господь призывает всех нас любить ближнего своего, как самого себя.

Каждый свою плоть питает и греет:  когда мы хотим кушать, то мы стараемся утолить голод, когда хотим пить — утоляем жажду, когда замерзаем —  одеваемся, ищем теплое место.

В какой мере мы заботимся о себе, в такой мере забота должна простираться и на ближнего. Как мы себя любим, так мы должны и своего ближнего любить.

Но, к сожалению, «чем дальше, тем страшнее»: вырастает идол, имя которому —  «эгоизм».

Читая историю, видишь, как люди умели сострадать друг другу, как умели увидеть нужду другого и необходимость оказать помощь в любом проявлении (не только материальную, но и теплым участием, добрым словом). В дни лихолетья: после  революции, Великой Отечественной Войны и послевоенные годы люди делились корочкой хлеба и были этим счастливы.

Почему же  сейчас все иначе? Почему человек, достигнув в своем развитии небывалых высот, теряет человечность?

Мы делаем все, чтобы нам было хорошо. Мы даже любим  кого-то, когда нам хорошо от этой любви. Когда чем-то надо пожертвовать, тогда нас эти отношения не устраивают. Мы порой  знакомимся с людьми с целью извлечь выгоду: использовать человека для решения своей проблемы. Страшный эгоизм охватывает наши сердца и души. Это,  действительно, один из признаков того, что  мир стремиться к  завершению своего исторического бытия, если ничего не изменится. В Апокалипсисе, книге, которая описывает последние судьбы мира,  говориться, что когда Господь придет на землю, то не обретет веры, любви, ибо иссякнет любовь между людьми.  А Бог есть любовь. И людьми мы остаемся  только тогда, когда мы способны любить  друг друга, когда мы способны подлинно любить, жертвенно любить, отказывая себе в чем-то ради другого.

Это и есть  главная задача земной жизни. Если мы не научимся любить здесь,   то мы не сможем любить Бога в жизни  будущего века. А там, где нет любви, там нет Бога, ибо Бог есть любовь. Будем об этом помнить и молить Бога об утверждении в наших сердцах  ослабевающей любви.

Если мы будем думать о ближних, то и Господь поможет нам,   даст нам все необходимое для земной жизни, и мы будем жить благополучно и счастливо с надеждой на то, что Господь помилует нас и в жизни будущего века. Аминь.

Аудиопроповедь митрофорного протоиерея Николая Малты на Божественной литургии 29.09.2019