Обретение Честного Креста и гвоздей святой царицей Еленой во Иерусалиме
19 марта Русская Православная Церковь празднует Обретение Честного Креста и гвоздей святой царицей Еленой во Иерусалиме
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить память о тех местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Император Адриан (117—138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить храм богини Венеры и статую Юпитера. Однако через 300 лет великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест — были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Произошло это при императоре Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан.
После победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и Ликинием, правителем Восточной ее части, он в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи и в 313 году издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. А вот правитель Ликиний хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако притеснять христиан продолжал. Только после его окончательного поражения на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости.
Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, снабдив ее письмом к Иерусалимскому патриарху Макарию.
И хотя царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, по преданию, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит храм Венеры. Тогда его снесли и, совершив молитву, начали копать. Вскоре были обнаружены Гроб Господень, неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.
По преданию, чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника, и от Креста Господня мертвец ожил. Поклониться Животворящему Кресту потянулись толпы паломников. Святителю Макарию пришлось высоко поднимать — «воздвигать» — Крест, чтобы все могли хотя бы издали благоговейно Его созерцать, а народ, взывая: «Господи, помилуй», поклонялся Честному Древу.
Мраморная плита, отмечающая место обретения Креста