Протоиерей Александр Шаргунов: «Мы должны следовать за Своим Господом. Мы должны учиться преклонять колена перед своими братьями и умывать им ноги. Мы должны проходить тем же путем, каким Он прошел впереди нас. Путем служения до смерти, чтобы быть вознесенным вместе с Ним в Божественной славе.»
Евангелие Великого Четверга на Божественной литургии
Протоиерей Александр Шаргунов:
ПРЕЖДЕ чем взойти к Своей Смерти, прежде чем рассеются Его ученики, Христос собирает их, чтобы дать им высшее знамение Своего неложного присутствия. Он отдает Себя до конца. Жизнь Свою отдает, чтобы мы жили Его жизнью. Чтобы мы имели общение с Богом. Будучи Богом, Он «зрак раба» принял, уничижил Себя. И прежде Его превознесения над всем Он являет предельное смирение. Мы знаем, что в Своем Воплощении Бог сошел с небес, умалил Себя, чтобы приобщиться нашему человеческому существованию. И вот теперь, на Тайной Вечере, Он открывает еще большее уничижение. Господь и Учитель преклоняет Свои колена и умывает ноги ученикам. Он преклонился до земли, чтобы завтра быть вознесенным на Крест. И с этого Креста сойти еще ниже — в землю, в гроб. Он сойдет в глубины адовы, в места забвения мертвых, в бездну, не имеющую дна, откуда никто не возвращается. И Он будет вознесен оттуда со славою Своего Воскресения — Владыка всяческих, Господь Вселенной.
Отныне мы, творения Его, должны следовать за Своим Господом. Мы должны учиться преклонять колена перед своими братьями и умывать им ноги. Мы должны проходить тем же путем, каким Он прошел впереди нас. Путем служения до смерти, чтобы быть вознесенным вместе с Ним в Божественной славе. «Ибо Я дал вам пример, — говорит Господь, — чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».
Тайная Вечеря совершилась в ночь, когда Господь был предаваем на смерть. «В нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше», — как исповедуем мы. Он оставляет Своим ученикам воспоминание о Себе, о Своей Жизни и о Своей Смерти. И это воспоминание бесконечно больше, чем просто память о Нем. Это священнодействие, которое мы должны совершать до скончания века. «Сие творите в Мое воспоминание». Заново творить, даром Духа Святого, то, что Господь совершил на Тайной Вечери.
Знамением Тайной Вечери является Его Тело, ломимое во оставление наших грехов. Господь вначале преломил хлеб и потом сказал: «Сие есть Тело Мое». Неужели Тело Христово — это хлеб? «Нет, — говорит нам Святая Церковь, — это Хлеб преломляемый». Прежде раздаяния этого Хлеба — его преломление. И в этом Хлебе ломимом — знамение возвещаемой смерти. Великое Преломление жизни Христа — преломление в мире, лежащем во зле, раздирание завесы храма от верхнего края до нижнего.
Тело ломимое не означает просто физическое тело. На языке Священного Писания — это плоть, то есть все человеческое существование. И слова «сие творите в Мое воспоминание» означают прежде всего это преломление. Первое слово, которое употребляет Церковь, говоря о Евхаристии, — преломление.
В Книге Деяний святых апостолов мы читаем о первых христианах, о том, что они пребывали в учении апостолов, в послушании и в преломлении хлеба. И в другом месте: «Они преломляли хлеб по домам». А в Евангелии от Луки сказано, что апостолы узнали Христа в преломлении хлеба. И есть еще слово апостольское, которое мы слышали сегодня за Божественной литургией. «Всякий раз, — говорит апостол Павел, — когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Мы не сомневаемся, что апостол имеет в виду и Воскресение Христово. Но слово, которое мы слышим здесь, — смерть.
Тайная Вечеря — это жертвенное приношение Господа на Кресте, которое Он предлагает Своим ученикам, совершенное явление Его любви к нам, наше спасение. Господь до конца возлюбил Своих учеников, как мы читаем в Евангелии от Иоанна. Христос совершает Пасху вместе со Своими учениками, ту Пасху, которую Он совершит, когда Сам станет Пасхальным Агнцем в Великую Пятницу. И нам открывается, что и в умовении ног, и в Евхаристии — свидетельство одной и той же любви Господа, отдающего Свою жизнь за нас.
Возрадуемся о даре Христовом, приносимом Им сегодня Своей Церкви. Но не будем забывать, что Великий Четверг уготовляет Великую Пятницу — с тем чтобы и мы могли праздновать Пасху Христову не только в полноте радости, но и в полноте ответственности, которой требует Пасхальная тайна.