Слово святителя Иннокентия, митр. Московского при вступлении в управление московскою паствою

Свт. Иннокентій, митр. Московскій († 1879 г.)
Слово при вступленіи въ управленіе московскою паствою, говоренное въ большомъ Успенскомъ соборѣ, 26-го мая, 1868 года.
Благодать вамъ и миръ отъ Бога Отца и Господа нашего Іисуса Христа!
Такъ обыкновенно Апостолы, по заповѣди Господней, привѣтствовали церкви, а по примѣру ихъ пастыри церквей привѣтствовали свои паствы, вступая съ ними въ духовное общеніе. По тому же закону и я, недостойнѣйшій преемникъ ихъ, дерзаю тѣмъ же словомъ привѣтствовать васъ, братіе, а отнынѣ возлюбленные о Господѣ братіе и чада, вступая въ общеніе съ вами.

Благодать вамъ и миръ отъ Бога Отца и Господа нашего Іисуса Христа!

Но кто я, дерзающій воспріять и слово и власть моихъ предшественниковъ?

Ученикъ отдаленнѣйшаго времени, отдаленнѣйшаго края и еще болѣе въ отдаленной странѣ проведшій болѣе половины своей жизни; не болѣе какъ смиренный дѣлатель малой нивы Христовой, учитель младенцевъ и младенствующихъ въ вѣрѣ. И такому ли наименьшему изъ дѣлателей быть дѣлателемъ винограда Христова великаго, славнаго и древняго? И такому ли учителю поучать паству, изъ среды которой исходятъ во всѣ концы Россіи учители и наставники, и даже учители учителей?

Правда, почти все это я могъ бы сказать на всякомъ другомъ мѣстѣ, куда бы я ни былъ переставленъ; но здѣсь та особенность: послѣ кого становлюсь я здѣсь? Кто мой предшественникъ, и кто я? Тутъ не можетъ быть никакого сравненія. Или всякое сравненіе будетъ далеко не въ мою пользу, а нѣкоторыя даже противъ меня. Я понималъ всю тяжесть и горечь такихъ сравненій, — сравненій совершенно естественныхъ, неизбѣжныхъ и справедливыхъ; это не то, чтó пересуды. Я понималъ также всю высокость и трудность служенія здѣсь; и потому мнѣ надлежало бы, по крайней мѣрѣ я могъ бы уклоняться отъ сего, имѣя при томъ и видимую къ тому причину. Но кто я, чтобы мнѣ противиться Богу — Царю Небесному, безъ воли Коего и власъ съ главы нашей не падаетъ? Кто я, чтобы мнѣ противурещи Царю земному, сердце Коего въ руцѣ Божіей? Нѣтъ, сказалъ я себѣ: пусть будетъ со мною, чтó угодно Господу; иду, куда повелѣно. И вотъ я пришелъ.

Итакъ, благослови, Господи, меня приняться за дѣло. Господи, Твой есмь азъ, Твой и хочу быть всегда и вездѣ; твори со Мною, чтó Тебѣ угодно, и въ сей жизни и въ будущей, да буду я и здѣсь простое орудіе въ рукахъ Твоихъ!

Пресвятая Владычице Богородице, Споручница моя, не оставляй меня и здѣсь Твоею помощію, заступленіемъ, ходатайствомъ и молитвами Твоими. Святители Христовы Петре, Алексіе, Іоно и Филиппе, и вси почіющіе здѣсь, воспріимите меня въ свои молитвы; недостойнѣйшаго вашего преемника. Братіе и отцы! Особенно вы, просвѣщенные наставники и отцы! Не таковъ вамъ подобаше архіерей, какъ я безкнижный. Но потерпите мя любовію Христовою, воспріимите меня и въ ваши домашнія молитвы; паче же молитесь о томъ, дабы лжеученіе и плотское мудрованіе; пользуясь моимъ безкнижіемъ, не вкралось въ среду Православія. Прошу васъ всѣхъ, братіе и чада, молитесь о мнѣ грѣшномъ. — Благодать вамъ к миръ отъ Бога Отца и Господа нашего Іисуса Христа!