Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня 27 сентября 2023 года в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня – день памяти Воздвижения Святого Животворящего Креста, события, произошедшего много столетий назад, когда был найден и поднят над головами всех тот самый крест, на котором был распят Господь. Это – событие историческое и внеисторическое, ибо явлено было орудие нашего спасения – животворящий Крест. Почему он – животворящий? Потому что для всякого, кто приходит к нему, он становится Источником жизни. Для нас он, к сожалению, – просто орудие смерти, на котором был убит Христос, – и больше ничего. Но Церковь, христиане, никогда так не думали. Они всегда относились ко Кресту, как к Источнику жизни, и поэтому придумали налагать на себя крестное знамение; поэтому стали носить на груди крест; поэтому крест стал символом, сопровождающим христианство, украшающим все храмы, – всё, что принадлежит Богу. Ибо Крест стал Источником жизни, а не орудием смертной казни, так как на нём пролил Свою Кровь Христос. Именно поэтому христиане искали этот Крест, нашли его и подняли над головами всех, – чтобы каждый мог не только вспомнить, не только осознать, что действительно Христос некогда умер на кресте, – но и, прикоснувшись ко Кресту, смог бы ощутить его животворящую силу. Ибо, как мы говорим в тропаре: «Крест – хранитель всей вселенной; Крест – красота Церкви; Крест – поражение демонов; Крест – животворящий“. Христос говорит, раскрывая тайну Своего Креста людям: «Когда вознесен буду, всех привлеку к Себе» – то есть, Он подразумевает, какою смертью Он умрёт. И мы, видя на кресте распятого Христа, видим и Его раскрытые объятия; мы видим, что Он ждёт нас, принимает нас, чтобы обнять нас. Да, эти объятия – кровавые, и мы прикасаемся к Его Кресту, принимая Его Кровь и Его Тело в день нашего причащения, но это – объятие, которым Он покрывает и укрывает нас; прячет, очищает, освящает, исцеляет, животворит нас. Очень часто люди, совершенно забыв о том, что такое христианство, думают: «Ну вот, я – грешник, – как я приду ко Христу?» Но только грешник и может придти ко Христу. Не грешному Он не нужен. Если негрешный человек надеется на свои добродетели, – грешному человеку надеяться не на что. Он приходит ко Христу именно потому, что ему не на что надеяться, потому что ранами Христа исцеляются его собственные греховные раны, Кровь Христа очищает его грех, Его страдания примиряют его с Богом. Вне Креста ему не найти спасения нигде. Добродетельный человек приходит в Церковь и говорит: «Вот мои добродетели, Господи! Видишь, как я трудился, видишь, как я постился, как я молился, как много добрых дел сделал. Видишь, какой я хороший? Ты просто должен меня принять!» И он проходит мимо Креста. Ему не нужен Крест, ему не нужен Христос: а зачем? Он и так, ему кажется, может подойти к Богу, ко Христу. Поэтому и фарисеи, которые гордились своей праведностью, думали, что Христос им не нужен, – а оказались лишёнными жизни. А грешному человеку надеяться не на что, и он в Кресте видит свою единственную надежду, единственную отраду, единственную возможность, – веруя, что Христос есть искупление наше, примирение наше с Богом, очищение наших грехов, освящение наших душ. И потому он приходит к Нему, и для него нет другой дороги к Богу, как только через Крест, или через Христа, и потому у нас в храмах так много крестных Распятий. И потому так исцелованы ноги Спасителя, что люди знают: вне этой Крови, вне этого Креста нет спасения. Каждый, кто приходит и с верой прикасается к Его ранам, получает исцеление тотчас же, – тотчас же уходит утешенным и исцелённым, и потому в древности люди, пережившие это, и назвали Крест животворящим. И пусть Крест, хранитель всей вселенной, как знамение вечное и несокрушимое, поднимается не только над куполами наших церквей, но над всей нашей страной. И, пока страна живёт под знаком Креста, – для кого-то волей, – для кого-то – неволей, – этот Крест, источая свою животворящую силу на каждого, живущего в этой стране, – и мы, хранимые Богом и Христом, Его Сыном, живём мирно, живём радостно, живём с надеждой. И пусть это продлится как можно дольше. Аминь.