Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в четверг 17-ой седмицы по Пятидесятнице 28 сентября 2023 года

Сегодня вы слышали в Евангельском чтении (те, кто слышал, разумеется) обличающие слова Господа Иисуса Христа, которые Он говорит иудеям. Иудеи искушают Его, спрашивая, например: «А кто Тебе дал власть творить то, что Ты творишь?» – имеются в виду не только чудеса, но и, скажем, изгнание торгующих из храма, – кто Ты вообще такой?» И Он в ответ спрашивает их: «А вы Мне скажите: крещение Иоанна от Бога было, или от людей?» И они рассуждают сами в себе, друг с другом советуются: «Если мы скажем, что от людей, на нас обозлится народ, потому что все почитают Иоанна за пророка и мученика. А если скажем, что от Бога, – мы сами засвидетельствуем против себя, потому что, если от Бога, – почему мы сами не верим? Ведь Иоанн практически назвал Христа Мессией». Вот так у человека практически вся жизнь проходит в лукавстве. Он и сердцем, и умом знает достаточно, чтобы построить свою жизнь на основаниях правды и стать, если не полноценным христианином, – то, по крайней мере, просто верующим человеком. Но он лукавит, всё время думает не о том, что́ истинно, – он знает, что это истина, – но думает о том, как бы себя оправдать. Вот, живут обычной человеческой жизнью обычные супруги, муж и жена. Он же знает, что он должен заботиться о жене, он знает, что должен её любить, он знает, что он должен работать, должен оберегать жену, потому что он – мужчина. Но всякий раз он в своей душе находит слово оправдания. Почему сейчас он ей не помогает? – Потому что он устал. Почему сейчас он о ней не заботится? – Потому что она – стерва. Почему я сейчас её не прощаю? – Разве такое можно простить? Он же знает, что можно; он же знает, что он должен, – но он всегда находит внутри себя оправдания, почему он не будет о ней заботиться. Так же и она: она точно знает, что́ она должна делать, каковы её обязанности по отношению к мужу, – но всегда внутри себя она начинает лукавить: «Не сегодня. Не сейчас. Да он этого не достоин! Зачем это я о нём буду заботиться? А когда я буду заботиться о себе?» – и так далее. И каждый человек всю свою жизнь лукавит даже перед самим собой. Когда люди прямо спрашивают: «Почему ты делаешь это? Почему ты не делаешь то?» – например: «Почему ты не был в воскресенье на богослужении? Ты же христианин, и должен тут быть!» – человек понимает и знает, что должен, сердце ему это говорит, и ему стыдно: он действительно должен. Но он боится сказать: «Простите, я лентяй.» Он говорит: «Знаете, я пришёл такой уставший; было очень трудно, и я не смог себя поднять, потому что очень сильно устал.» Но неделей раньше ты так же пришёл с работы и так же устал, – но на рыбалку в пять утра зимой в сорокаградусный мороз поехал, и был счастлив, – а на службу не пошёл. Ты, человек, всегда находишь себе оправдание, ты всегда найдёшь способ, чтобы обвинить других и оправдать себя. Это и есть лукавство человеческой природы. И человек знает, что он лжёт, и знает, что притворяется, и знает, что неискренне говорит, – но ничего с собой делать не хочет. Вот простое общее правило. Возьмите любую добродетель любое духовное делание – молитву, пост, хождение в храм, милостыня – всё, что угодно. Возьмите и спросите: почему я этого не делаю? И любой человек скажет: «Я не могу». Ты лжёшь: ты можешь. И если начать человеку так, напрямую, говорить, он поймёт: «Да, могу.» «Тогда почему ты этого не делаешь?» «Не хочу. Не хочу давать деньги. Не хочу молиться. Не хочу ходить в храм.» Если бы ты хотел, ты делал бы. Ты делаешь гораздо более трудные дела, если ты хочешь их делать, и не делаешь гораздо более лёгких, потому что делать их не хочешь. Но тебе стыдно сказать, что ты не хочешь быть христианином, ты не хочешь любить Бога. Ты прячешь эту правду о самом себе за лукавством, за оправдательными словами. И, поверьте, так делают все. Так делали всегда: так делали не только после Христа, – а ещё и полнее – до Христа. Так живёт человек всё время; он всегда изворачивается, чтобы только не признать, что он действительно любит грех и не любит мужа; он любит грех и не любит Бога. Так он было всегда. И поэтому покаяние начинается и состоит в том, что человек знает о себе правду, начинает смотреть на себя правдиво, начинает видеть себя так, как он есть и не стыдится обличать себя перед Богом. И это обличение себя перед Богом называется исповедью. Не просто сказать то, что не стыдно, и все и так знают, – а действительно обнажить сокровенное, и вытащить эту ложь, эту тьму своего сердца на суд Божий: «Я лгу, я изворачиваюсь, я притворяюсь. Я вру даже жене, я вру даже матери, я вру друзьям. Я, на самом деле, не такой, не того хочу и не о том мечтаю. Я – лжец, но я им больше быть не хочу. Я хочу быть искренним, чистым и прямым». Чтобы это получилось, и нужна исповедь, когда человек выпрямляет кривизну своего сердца, вытаскивает тьму своего сердца наружу – и освобождается от неё.  Покаяние приводит человека к вполне человеческим свойствам: он становится простым, доступным, честным, искренним, прямым, откровенным, – тогда он есть то, что́ он есть. Он никогда ни перед кем не лукавит, никогда не притворяется, никогда не лицемерит, никогда не лжёт. Можно подумать, что всё это пустяки, но отец лжи – сатана; и, насколько мы притворяемся и лжём, – настолько в нашем сердце находит место тьма и дух злобы. И, чем больше мы начинаем лгать, чем больше начинаем притворяться, – тем больше мы отдаём себя во власть тьмы; и, чтобы освободиться от этого, нужно покаяние, – покаяние, которое заканчивается причащением, – выворачивая себя перед Богом, освобождая в своей душе самые закоулки, в которых прячется тьма, мы наполняем это светом, наполняем это любовью и жизнью. Люди часто забывают, что причащаются они не для того, чтобы быть здоровыми, и не потому что так надо, а для того, чтобы иметь способность любить. Любить, в первую очередь, самого важного человека в своей жизни – того, кого дал мне любить Бог: мужа или жену, сына или дочь, родителей или друга. Но именно того, кого привёл ко мне Бог; и для того, чтобы любить его, силу даёт мне Бог, потому что Сам Он есть Любовь, и Он любит всех. Аминь».