Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в четверг 24-ой седмицы по Пятидесятнице 24 ноября 2022 года: «Милость в ожидании покаяния» «

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня Господь говорит короткую, маленькую притчу о смоковнице. Был один виноградарь, у которого в саду росла смоковница, и она никак не могла принести плода. Захотел он эту смоковницу срубить, а садовник говорит ему: «Господин, подожди, я её перекопаю, удобрю навозом, — может, она принесёт плод. Но уж, если на следующий год не принесёт плода, — тогда сруби её». Предваряется эта притча известием, которое принесли Христу ученики, — о том, что где-то случилась беда: иудеи приносили жертвы, а Пилат увидел в этом нарушение порядка и велел убить всех, кто жертвы приносил. Естественно, народ был возмущён, и пришёл спросить Христа: почему так?? Ведь люди-то — хорошие, приносили жертву Богу, и такое беззаконие случилось! Они думали: сейчас Христос обличит Пилата за все его злодеяния, но Он сказал: «Вы думаете, что эти люди были грешнее всех в Иерусалиме? Нет, но если вы не покаетесь, все так погибнете». Если вслушаться, вдуматься в слова Иисуса Христа, то Он не говорит, что эти убитые были грешнее всех, не говорит и о том, что они были праведными; Он говорит, что все грешны, все достойны смерти сегодня, сейчас. Все достойны смерти. Если сегодня смерть придёт в этот город, то он провалится в преисподнюю, — и все пострадают достойно и правильно. Если завтра какой-то город уничтожит атомная бомбардировка — все в нём пострадают достойно за свои грехи, ибо все согрешили, все отступили от Бога, никто не творит Его правды, никто не любит другого человека, — и меньше всего любят других людей христиане. Больше всего наказаний заслуживают христиане, потому что они имели в себе благодать, вкусили благодать, но не используют её для того, для чего она дана: не любят людей, — мужей не любят, жён не любят, детей не любят, не любят всех, находящихся в храме, и поэтому — каждый, заведомо не любящий брата своего, причащается в осуждение себе, и потому достоин немедленной смерти. И апостол Павел об этом говорит: из-за того, что вы не судите себя, вы причащаетесь в осуждение, и многие из вас болеют и умирают из-за того, что не хотят любить другого человека. Но таковы все. Мы не грешнее тех, кто находится за пределами этого храма, — а они не грешнее и не праведнее нас. Все грешны, всем вынесен смертельный приговор, всех дложны казнить. Но Бог являет Свою милость, и об этом — притча о смоковнице: милость в ожидании покаяния. И сегодня мы не любим, и вчера не любили, — и десять лет в Церкви уже, — а никого не любим. Но, может быть, Бог даст нам ещё год пробыть в Церкви и, наконец-то, понять, что смысл нашего пребывания здесь — это любовь. Может быть, это будет через два года, может — через пять лет. Но, если мы прожили сегодняшний день, если через месяц встретим новый год, если через четыре месяца встретим Великий пост, а через шесть — Пасху, то это — не простое течение событий, это — милость Божья и вера в Бога в нас. И когда мы видим, что сегодня кто-то погиб, и вчера человек погиб в автомобильной катастрофе, и позавчера кого-то насмерть сбила машина, и кто-то где-то от чего-то погиб, с кем-то случился инсульт, а у другого — онкология, у кого-то инфаркт, а кто-то погиб от пули; кого-то сбил пьяный водитель, — а кто-то сам напился и поехал не туда, куда надо, — это всё сигналы нам: следующими будем мы, если не покаемся. И когда-то один из великих философов, богословов и поэтов Англии, Джон Донн, сказал слова, которые стали известны каждому человеку в мире: «Если ты слышишь, как звонит колокол, никогда не спрашивай, по ком он звонит: он звонит по тебе». Следующим будешь ты. Рано или поздно, ты всё равно умрёшь. Раньше или позже тебя всё равно возьмёт смерть. Если ты видишь, что сегодня смерть забрала кого-то, — он не грешнее тебя, — просто тебе дан ещё один шанс прожить этот день в покаянии, принести плод покаяния. Какой он — плод покаяния? Что я должен сделать, Господи? Если можешь — осознай свои грехи; если можешь — раскайся в них; если можешь — омой их слезами, — и на этой ниве орошённой взойдёт плод, но это — как получится. Но ты сегодня, здесь и сейчас, причастившись Тела и Крови Иисуса Христа, должен любить; любить — ибо та Любовь, Которая распялась за мир, бьётся теперь в твоём сердце. Теперь ты носишь в себе любовь, которой Бог обнимает мир. Теперь Тот, Кто пролил Кровь за каждого, живёт в твоём сердце, и, если ты говоришь: «Я не люблю никого», — ты отрекаешься от Христа, Которого только что принял. Если ты говоришь: «Я не могу любить» — ты лжёшь, потому что Тот, Кто любит всех в мире, живёт в тебе, и ты либо не хочешь любить — либо хочешь. «Скажите: «Хочу любить, Господи!» — и любите! Любите, потому что все силы для любви нам уже даны. Надо только позволить Богу расцвести в нас — и это мы обязаны сделать. Если сегодня мы никого не любим, а завтра утром проснёмся, поблагодарив Бога, — нам даётся ещё один день, — а, может, и не один день, чтобы научиться любить всех, напоминая себе каждый день, что Тот, Кто любит всех, ныне живёт в моём сердце, и ничто не препятствует мне любить, кроме собственного упрямства и гордыни». Аминь.