Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии 22 ноября 2022 года: «Если жизнь вне Бога не принесла добрых плодов».

Во имя Отца и Сына и Святого духа!

Что делать, если живя по своей воле, вне Бога, мы остались у разбитого корыта? Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Екатеринбурга во вторник 24-й седмицы по Пятидесятнице. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Так совпало, что Евангелие, которое читается сегодня, слова Иисуса Христа о том, чтобы мы не заботились о том, что нам есть, что пить, во что одеться, — «Ищите прежде Царства Божьего, и всё остальное приложится вам», — почти совпадают со словами, по случаю празднования иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», когда читается обычное Богородичное Евангелие, с известной историей о Марфе, которая суетится, накрывает стол, и Марии, сидящей у ног Иисуса. Марфа бросает сестре упрёк, а Христос Марфе говорит так же: «Марфа, ты заботишься о многом, — а одно только есть на потребу». Оба Евангельских отрывка, оба из Евангелия от Луки, перекликаются друг с другом: они говорят, что надо думать о главном: о том, чтобы искать Царства Божьего, о том, чтобы искать мира с Богом, о том, чтобы искать воли Его, о том, чтобы жизнь прожить с Богом, — и тогда, поскольку Он — Отец, — Он даст нам всё то, что необходимо для нашей повседневной жизни. Это не сегодня только, — это всегда смущало, смущает и будет смущать людей. И смущает тем сильнее, чем больше человек привык надеяться на себя, и думать, что, на самом-то деле, благосостояние его зависит от него самого и от каких-то известных ему хитростей, знаний, премудростей. Изменить это в человеке невозможно. Человек может поверить, что источником его жизни является Бог, — или поверить, что, на самом деле, я сам — хозяин своей жизни. Ничего другого человеку не остаётся: либо принять Хозяином своей жизни Бога, — а Хозяин, естественно, позаботится о том, чтобы я был сыт, одет и здоров; — или же хозяин моей жизни — я, и тогда только от меня зависит, как я буду жить. Все люди, со времён Адама, идут вторым путём. Люди никогда на Бога не надеялись. Люди никогда не искали благ от Него, и не припадали к Нему, как к Источнику всех благ, которые есть у человека. Нет этого в человеке, ибо, когда он согрешил, он потерял это, — вернее, он и согрешил, потому что подумал, что можно получить блага вне Бога. Он съел плод, думая, что этот плод сделает его счастливым, — а этот плод его убил. Конечно, любой человек, проживший больше, чем пять лет на белом свете, знает, как делается то или другое. Взрослея, мы понимаем, как зарабатываются деньги, как покупается одежда, как она штопается, как она шьётся, как она вяжется, как оеа перепродаётся; где заработать, где перепродать, — как сохранить, как умножить. Человек всю свою жизнь обучается искусству того, как сделаться богатым без Бога, здоровым без Бога, сильным без Бога, умным без Бога. Он привык эти сокровища добывать сам. Потому мы так и живём. Потому — войны, потому — нищета, потому сами-то мы — несчастны. Вот, вроде, мы знаем, как заработать деньги; — ну, очевидно же, что знаем; идём, зарабатываем, — вот же, — я сам заработал! Сам я эти деньги заработал! Получаем зарплату или прибыль; и проходит время — а денег нет: они на что-то потратились, или их кто-то украл, или мы всё вложили в своих детей — а дети всё потратили, и мы остались ни с чем. Вроде бы, всё у нас было — и ничего нет. Вроде, всё мы делали правильно, — а остались, как та старуха, у разбитого корыта. Вроде, мы понимали, что всё будет правильно, — а, спустя месяцы или годы, поняли, что у нас ничего нет — ни здоровья, ни дома, ни семьи, — ни просто соседей, которые могли бы за нами присмотреть. Вы знаете, сколько одиноких стариков живёт в этом мире — у которых нет ничего, кроме собственного угла и небольшой пенсии? Они всю жизнь работали, они что-то делали правильное, как им казалось, — а остались ни с чем. Социальный работник или добрый человек подносит им стакан воды, кипятит им чай и моет их в ванне. Некому другому это сделать: у них либо нет детей совсем, либо эти дети — неизвестно, где, и им родители не нужны, — или дети ещё более больные, чем они, и нуждаются в ещё большем уходе, чем они. Все мы — свидетельство того, что, строя жизнь без Бога, мы ничего не построили. Вот, развивается болезнь. Человек думает, что «кто-то в этом виноват, — а, может, я сам чего-то не досмотрел, что-то не то сделал, или кто-то сделал что-то плохое, — но не может же быть так, чтобы я просто так болел, или так просто у меня не было денег: я же жил жизнь, я же старался — почему же у меня рядом никого нет? …

«Вроде, я не старый, мне пятьдесят; вроде, я — работящий и работоспособный, — а ничего не могу, и ничего у меня нет». Это — не потому, что кто-то виноват, или кто-то сделал человеку зло, — ибо зло сделать человеку невозможно, ведь он находится под защитой Бога. Но в том-то и беда, что мы этой защиты не просим. Знаете, когда ребёнка берёшь за руку, — а он вырывает руку и убегает. Его удерживаешь, говоришь: «Давай, вместе гвоздь забьём!» — а он отодвигает твою руку и забивает сам, — и, естественно, ударяет себя по пальцам. Ребёнок всегда хочет вырваться из-под опеки отца или мамы: «Я сам! Отстань! Не лезь!» — точно так же мы делаем с Богом. Мы говорим: «Отойди! Не лезь! Я сам! Не хочу Тебя слушать! Достаточно того, что я признаю, что Ты есть! Но слушать Тебя я не буду! Заповедей Твоих я исполнять не буду! Да кто Ты такой, в конце концов, чтобы указывать мне, кого можно любить, а кого нельзя, кому можно давать, а кому — нельзя, на кого можно кричать, а на кого — нельзя? Я сам это решаю, это моя жизнь!» И вот, человек доходит до совершенного истощения. Квартиры — нет, дома — нет, работы — нет, друзей — нет, семьи — нет; — ничего нет. Родная мать не может тебя видеть, потому что ты так её обидел, так оскорбил её, так достал её своими капризами, что она не может тебя принять, хотя ты ей — сын или дочь. Вот чего мы добились без Бога. Вот к чему мы пришли. Каждый может оглянуться на свою жизнь и посмотреть, и понять, и признать, и исповедать, что в том, что я сейчас живу в этом прозябании жизни, в этих повседневных неудачах, недостатке здоровья, недостатке любви, недостатке радости, недостатках быта — во всём этом не Бог виноват; это — то, что я получил, живя без Бога. Вроде бы, всё делали, как должно, а остались ни с чем. И это — не конец. Мы можем взбодриться, встряхнуться и сказать, как блудный сын: «Да что ж такое? У меня же есть Отец, Он же меня не отвергнет! Пойду к Нему, скажу: «Да, я жил, как хотел, делал, что хотел, Тебя не слушал, — но вот, я иду к Тебе, потому что Ты — моя жизнь! Скажи мне, что делать. Мне трудно, но я буду слушаться. Мне трудно, но я буду терпеть, — только Ты мне скажи, и я буду слушать Тебя, буду искать Твоего Царства». Что значит: Твоего Царства? Царь — это Тот, Чья воля исполняется всеми подданными. Признавать в Боге Царя значит: слушаться Его, делать то, что Он говорит, принимать Его волю, как бы ни было трудно, это и будет — искать Царства Божьего. Если мы с сегодняшнего дня, с сегодняшнего часа начнём это делать, — «Всё, хватит! Пожил по своей воле! Теперь буду жить по Твоей!» — поживём, потерпим — да, — потому что мы привыкли жить своевольно, — потерпим и увидим, что жизнь изменится, и деньги будут, и угол, и люди, и работа, — всё изменится, если я с этого часа буду говорить: «Господи! Дай мне всегда творить волю Твою!» Аминь».