Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии 22 ноября 2022 года: «Если жизнь вне Бога не принесла добрых плодов».
Во имя Отца и Сына и Святого духа!
Что делать, если живя по своей воле, вне Бога, мы остались у разбитого корыта? Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Екатеринбурга во вторник 24-й седмицы по Пятидесятнице. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Так совпало, что Евангелие, которое читается сегодня, слова Иисуса Христа о том, чтобы мы не заботились о том, что нам есть, что пить, во что одеться, — «Ищите прежде Царства Божьего, и всё остальное приложится вам», — почти совпадают со словами, по случаю празднования иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», когда читается обычное Богородичное Евангелие, с известной историей о Марфе, которая суетится, накрывает стол, и Марии, сидящей у ног Иисуса. Марфа бросает сестре упрёк, а Христос Марфе говорит так же: «Марфа, ты заботишься о многом, — а одно только есть на потребу». Оба Евангельских отрывка, оба из Евангелия от Луки, перекликаются друг с другом: они говорят, что надо думать о главном: о том, чтобы искать Царства Божьего, о том, чтобы искать мира с Богом, о том, чтобы искать воли Его, о том, чтобы жизнь прожить с Богом, — и тогда, поскольку Он — Отец, — Он даст нам всё то, что необходимо для нашей повседневной жизни. Это не сегодня только, — это всегда смущало, смущает и будет смущать людей. И смущает тем сильнее, чем больше человек привык надеяться на себя, и думать, что, на самом-то деле, благосостояние его зависит от него самого и от каких-то известных ему хитростей, знаний, премудростей. Изменить это в человеке невозможно. Человек может поверить, что источником его жизни является Бог, — или поверить, что, на самом деле, я сам — хозяин своей жизни. Ничего другого человеку не остаётся: либо принять Хозяином своей жизни Бога, — а Хозяин, естественно, позаботится о том, чтобы я был сыт, одет и здоров; — или же хозяин моей жизни — я, и тогда только от меня зависит, как я буду жить. Все люди, со времён Адама, идут вторым путём. Люди никогда на Бога не надеялись. Люди никогда не искали благ от Него, и не припадали к Нему, как к Источнику всех благ, которые есть у человека. Нет этого в человеке, ибо, когда он согрешил, он потерял это, — вернее, он и согрешил, потому что подумал, что можно получить блага вне Бога. Он съел плод, думая, что этот плод сделает его счастливым, — а этот плод его убил. Конечно, любой человек, проживший больше, чем пять лет на белом свете, знает, как делается то или другое. Взрослея, мы понимаем, как зарабатываются деньги, как покупается одежда, как она штопается, как она шьётся, как она вяжется, как оеа перепродаётся; где заработать, где перепродать, — как сохранить, как умножить. Человек всю свою жизнь обучается искусству того, как сделаться богатым без Бога, здоровым без Бога, сильным без Бога, умным без Бога. Он привык эти сокровища добывать сам. Потому мы так и живём. Потому — войны, потому — нищета, потому сами-то мы — несчастны. Вот, вроде, мы знаем, как заработать деньги; — ну, очевидно же, что знаем; идём, зарабатываем, — вот же, — я сам заработал! Сам я эти деньги заработал! Получаем зарплату или прибыль; и проходит время — а денег нет: они на что-то потратились, или их кто-то украл, или мы всё вложили в своих детей — а дети всё потратили, и мы остались ни с чем. Вроде бы, всё у нас было — и ничего нет. Вроде, всё мы делали правильно, — а остались, как та старуха, у разбитого корыта. Вроде, мы понимали, что всё будет правильно, — а, спустя месяцы или годы, поняли, что у нас ничего нет — ни здоровья, ни дома, ни семьи, — ни просто соседей, которые могли бы за нами присмотреть. Вы знаете, сколько одиноких стариков живёт в этом мире — у которых нет ничего, кроме собственного угла и небольшой пенсии? Они всю жизнь работали, они что-то делали правильное, как им казалось, — а остались ни с чем. Социальный работник или добрый человек подносит им стакан воды, кипятит им чай и моет их в ванне. Некому другому это сделать: у них либо нет детей совсем, либо эти дети — неизвестно, где, и им родители не нужны, — или дети ещё более больные, чем они, и нуждаются в ещё большем уходе, чем они. Все мы — свидетельство того, что, строя жизнь без Бога, мы ничего не построили. Вот, развивается болезнь. Человек думает, что «кто-то в этом виноват, — а, может, я сам чего-то не досмотрел, что-то не то сделал, или кто-то сделал что-то плохое, — но не может же быть так, чтобы я просто так болел, или так просто у меня не было денег: я же жил жизнь, я же старался — почему же у меня рядом никого нет? …