Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в четверг 23-й седмицы по Пятидесятнице.
Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Екатеринбурга в четверг 23-й седмицы по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали в Евангельском чтении очень суровое обличение, с которым Господь наш Иисус Христос обращается к книжникам, законникам и фарисеям. Вообще-то, в Своей земной жизни никого не обличал, кроме как книжников, законников и фарисеев, — ни римским воинам, ни ворам, ни блудницам, ни прочим грешникам Он никогда не говорил ни одного слова обличения. Он обличает только этих единственных людей — тех, которые, с точки зрения всего народа, были праведными и благочестивыми. И, когда Он заканчивает Своё обличение, Он говорит Своим ученикам: «Берегитесь закваски книжников и фарисеев!» То есть, берегитесь того духа, того состояния сердца, которое есть у книжников и фарисеев, — и называет имя этого духа: это — лицемерие. Почему же фарисейство и лицемерие суть одно и то же? Каждый из нас, естественно, считает себя нелицемерным человеком. Особенно мы гордимся своим нелицемерием, когда обличаем какого-нибудь грешника. Мы говорим: «А что лукавить-то, а что лицемерить? Если он сволочь — я ему это прямо в лицо скажу! Если он негодяй — надо не лебезить перед ним, а прямо сказать, что он — негодяй, что он — грешник, что он — негодный человек, злой человек! Что я притворяться-то буду?» На самом деле, именно тогда мы и лицемерим, лицемерим так, как не лицемерят, порой, малодушные и трусливые люди, которые боятся сказать правду. Это есть сама сущность лицемерия, как она есть. Почему? Мы же привыкли называть лицемерием другие состояния человеческой души: когда человек — негодный, а я притворяюсь, будто он — хороший; когда человек злой, — а я веду себя так, будто он добрый, — вот лицемерие, с нашей точки зрения. Но, когда мы читаем святых отцов, мы видим, что именно так они себя и вели в отношении злых, грубых, подлых людей, и редко прибегали к обличению — только если это велел им Бог. Почему же тогда закваску фарисейскую Христос называет лицемерием? На самом деле, всё очень просто. Как вы думаете: Бог — какой? У вас есть только два варианта ответа на этот вопрос: если Бог — добрый, то Он добрый ко всем, — и к вам, и к этому грешнику. Если Он строгий — то Он строгий ко всем: и к грешнику, и к вам. У вас нет другого ответа на этот вопрос, вы не можете ответить по-другому. Если вы думаете, что Бог — строгий к нему, а добрый — ко мне, то вы лицемерите, потому что Бог не может быть к кому-то одним, — а к другому — другим; Он просто есть Такой, Какой Он есть. Если вы считаете, что Он прощает вам грехи, — то Он простит и этому негодяю. Если вы считаете, что Он не простит грехов этому негодяю, — то Он не простит и вам. И другого варианта нет. Если мы к одному проявляем милосердие (к себе), а к другому — строгость, то все мы — лицемеры. Если Бог есть любовь, — то это так и по отношению к этому прелюбодею, к этому убийце, к этому маньяку, насильнику, грабителю, вору, преступнику, предателю, и прочим. Если Он милует его — помилует и нас. Если помилует нас — помилует и его. Если мы считаем, что Бог в жизни не простит тех грехов, которые совершил этот негодный человек, — то Он не простит и нас, потому что и мы грешники, и тоже сделали великие грехи. И поэтому у человека остаётся только одно приличное, адекватное поведение: судить всех — и себя, либо миловать себя — и всех. Другого варианта нет. И, посмотрев сейчас на себя в зеркало, мы скажем: мы себя так никогда не ведём. Мы, как раз, взыскиваем с близких за малейший грех: «А что она… А что он… Да как он смеет так жить?.. Да она погибнет! Да он пропадёт!» Ты же не пропал — почему он пропадёт? А, да ты считаешь, что ты — пуп земли, и спасся? Так ты — лицемер, и надежды на спасение у тебя нет! Если не пропала ты, не пропадёт и он. Если нашёл любовь ты — найдёт и он. Но ты считаешь, что ты не любовь Божью нашла, ты считаешь, что ты пришла к Богу — и Он обрадовался: наконец-то святая Моя пришла! Как Я тебя долго ждал! Какая ты замечательная! Как я тебя люблю — не то, что грешников вокруг! Так ты в глубине души думаешь? Так ты себя оцениваешь? Поэтому и печалишься с лицемерным видом о всех грешниках этого мира? Потому что думаешь: я-то спасаюсь, потому что хорошая, — а они погибнут, потому что плохие! Что это? Лицемерие и фарисейство! Нет?! Если ты считаешь, что другой — грешник, — это ты! Ибо ты — не другой человек, а совершенно такой же, как все. Если ты считаешь, что Бог тебя спас, несмотря на твои грехи, — Он спасёт и твоего сына, и твою дочь, и твою мать, и твоего соседа…
«Но нет у нас другого выхода. Если мы хотим быть честными перед Богом и перед людьми, мы можем думать только так; иначе мы думать не можем. А если мы думаем по-другому, то мы — лицемеры, и к нам относятся все обличения Христа. Это мы и есть исчадия ада, мы и есть самый главный струп, самый гнойный нарост на теле человечества; сами не входим в Царство Божие, — и другим не даём войти; сами никого не любим, а при этом думаем, что мы спаслись. Как же мы можем спастись, если мы никого не любим? Какая у нас надежда? Чем мы хвалимся? Тем, что в среду попостились? Или тем, что Великий пост соблюли? Где такая заповедь есть? Где сказано, что соблюдающий Великий пост спасётся? Где сказано, что человек, постящийся в среду, спасётся? Где сказано, что человек, пришедший в храм, спасётся? Сказано: кто любит другого, кто любит Бога, кто любит врага, кто прощает всех, кто не судит никого — тот спасётся. Так, мало того, что мы сами не спасаемся, потому что не любим никого, — глядя на нас, таких злых, таких немилосердных, люди не приходят к Богу, и это на Страшном Суде будет нам вменено: что это из-за нас люди не спаслись, думая, что если христиане таковы, то я не хочу таким быть немилосердным, сварливым, жестоким, злым, постоянно учащим, постоянно уничижающим, угнетающим и требующим от других того, что сам никогда не делает! Вот оно, лицемерие наше! Собрание фарисеев, а не Церковь Христова! Ибо Церковь Христова имеет один — только один — признак: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой». А нет любви — не обманывай себя: мы не в Церкви Христовой. Не лгите людям: вы не знаете Бога; если бы знали — то любили бы; если бы знали — прощали бы, если бы знали — терпели бы. Если мы приходим в церковь только для того, чтобы пожаловаться на грехи наших близких, то мы — лжецы. Мало того, что мы лжём людям, — мы лжём Богу и самим себе, потому что, на самом деле, мы пришли сказать Богу: Господи! Мы никого не любим, нас все достали, мы всех ненавидим! — но сказать это прямо мы боимся, — говоря, что мы-де устали терпеть недостатки ближних. Вот о чём говорит сегодняшнее Евангелие. Вот за что судит всех нас Христос и оставляет нам время для покаяния, чтобы мы перестали видеть недостатки своих ближних, а увидели в себе огромное бревно лицемерия, увидели, что мы никого не любим, — и самое время сейчас заплакать горько, чтоб исцелилось сердце наше. Аминь».