От чего зависит нормальное, здоровое бытие человека? Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии во вторник 23-й седмицы по Пятидесятнице.

От чего зависит нормальное, здоровое бытие человека? Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Екатеринбурга во вторник 23-й седмицы по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем Евангелии Христос говорит всем Своим ученикам, всем людям простую истину о том, как живет человек, от чего зависит его нормальное, здоровое бытие. «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло». Но непонятно, каким образом от глаз зависит здоровье тела. Конечно, оно зависит, но зависимость эта для нас не очевидна, мы считаем, что всё зависит от совсем других вещей, — что наше здоровье зависит от воздуха, от воды, но, даже в этом смысле, — воздух и вода — это то, чтó входит в человека, и, таким образом, здоровье зависит от того, чтó в человека входит: чем он питается, чтó он пьёт, чем он дышит — это мы можем понять. И действительно: если вода, которую мы пьём, и воздух, которым мы дышим, будут чистыми, — то и мы будем здоровыми. Но ведь и в экологически чистых районах, скажем, — лет триста назад — люди всё-таки болели, и болели от болезней, которые никак не зависели от того, чтó человек ест, и чтó он пьёт. Инфаркт, инсульт, онкология и болезни разных внутренних органов возникают по не очень понятным причинам, и не всегда это зависит от того, чтó ест и пьёт человек. Но мы привыкли думать о том, что наше телесное здоровье зависит от того, чтó мы употребляем в пищу, чтó мы пьём, и чем мы дышим. Но ведь Христос говорит вообще не об этом. Хотя, если мы начнём размышлять над этим глубже, размышлять, от чего же зависит здоровье человека, читая Священное Писание о здоровье и о болезни, — то мы поймём, что, на самом деле, телесное здоровье человека, если уж о нём беспокоится Господь, — зависит от состояния человеческой души. Ведь не случайно, приходящим ко Христу каких-нибудь больным, страдающим какой-либо болезнью, расслабленным людям, Он говорил: «Отпускаются тебе грехи твои», — давая этим понять, что, на самом деле, здоровье человека зависит от состояния, от здоровья его души. А здоровье души зависит от чего? Чем врачуется и чем очищается душа? Что отвечает за то, чтó попадает в нашу душу? Вот этими входными воротами души является человеческий ум, через который запечатлевается всё в нашей душе; это — то, чтó мы думаем, то, чтó мы видим; это — то, как мы видим и как мы слышим. А чем, на самом деле, наполнено наше сознание, — тем и будет жить наша душа; если ум наш будет чистым, — то и душа будет чистой, здоровой. А если душа будет здоровой, — то здоровым будет и весь человек, даже если тело его и заболеет. Потому что, на самом деле, главное беспокойство Христа — не о том, чтобы исцелить человеческое тело, ибо есть великое множество людей телесно здоровых, но больных душой. И в Царство Божие входит человек, здоровый душой, — даже если тело у него больное. Оно отпадёт здесь, оно падёт в землю, как семя, чтобы воскреснуть в день всеобщего воскресения. Целостность человека зависит от состояния его души, а его душа зависит от того, чтó думает человек, чтó и как он слышит и видит, чтó и как он говорит. И, если ум у человека здоров, целостен, прост, светел — то он освещает его душу. Чтó мы думаем, чем наполнены наши мысли? Мысли наполнены превозношением, осуждением, завистью, ревностью, обидой, неудовлетворёнными амбициями, тщеславием и прочими скверными мечтаниями и пожеланиями, — значит, и душа этим больна. Если же ум наш видит только добро, радуется людям, благодарит Бога за окружающих его людей, не видит в них никаких недостатков, — то и никаких чёрных, грязных, смрадных мыслей в душе человека нет. И о том же говорит Христос в знаменитой притче: «Что ты смотришь на сучок в глазе ближнего своего, а бревна в собственном глазу не видишь? Вынь прежде бревно из своего глаза, — тогда ты сможешь вынуть сучок из глаза ближнего твоего.» То есть, очисти своё собственное око, очисти свой собственный ум, перестань видеть зло, жить злом, дышать злом, ибо этим ты отравляешь свою душу. И великие подвижники благочестия, монахи и мирские, женщины и мужчины, дети, старики и юные, на протяжении всей истории Церкви как раз и боролись за очищение ума, чтобы ум был чистым и простым, — тогда и душа будет лёгкой и здоровой. Как же нужно очистить свой ум? Это делает, в первую очередь, верность заповедям Христовым. Ведь все заповеди направлены, в том числе, и на очищение ума. «Не суди! Не превозносись! Молись! Думай о себе просто! Не думай о себе высоко! Не зазирай человека!» — это всё обращено к человеческому уму, — чтобы ты очистил ум. Второе, что очищает человеческий ум, — это молитва, и очищает она призыванием Имени Господа Иисуса Христа, ибо это великое Имя несёт свет призывающему его человеку…

«И третье, что очищает, — это слёзы. «Блаженны плачущие», ибо слёзы сокрушают человека и испепеляют гордыню внутри человека. Ум начинает видеть мир иначе, когда он поплачет. Когда у человека даже простое человеческое горе, и он проплакал всю ночь, он перестаёт видеть недостатки других, он перестаёт видеть, как другие грешат, потому что боль и слёзы выжгли в нём гордыню, которая в нём была. Поэтому нам, к сожалению, часто приходится страдать. Не за себя, а за наших близких, — чтобы мы плакали, и в плаче сокрушалась наша гордыня. Сокрушённая гордыня перестала бы видеть недостатки других и смирилась бы перед человеком. Мы, как обезумевшие, сошедшие с ума люди, видим в других только плохое. Мы видим только недостатки во всех: в мужьях и жёнах, в детях и в родителях, священниках и в епископах, во власти и в соседях, в тех или других людях, с которыми мы сталкиваемся — мы видим только недостатки. Мы — как слепые, которые натыкаются на всё, и им кажется, что кругом — одни препятствия. Надо прозреть, надо, чтобы ум наполнился светом, чтобы мы увидели, что мир создан другим, что Бог нас создал как бы ангелами. Если бы человек разглядел красоту другого человека и свет, который в нём светит, — он бы не мог его ненавидеть. Он мог бы только восхищаться той красотой, которую Бог вложил в каждого — в том числе и в нас. И, продолжая, Христос дальше говорит: «Если свет, который в тебе, тьма — то какова же тьма?» Если мы, созданные Богом — Добрым, Благим — на добро и на благость, — мы, христиане, запечатленные светом Святого Духа, — такие, что видим в другом только зло, — то чем же будем мы тогда, когда наступит власть тьмы настоящей, подлинной тьмы, когда мы будем объяты адским пламенем и увидим подлинное зло, в его подлинном естестве, в смерти и ненависти? В нас очень много света. Мы просто не хотим его разглядеть в других, потому что сами объяты злом. Если наше собственное добро, все наши собственные добрые порывы, надежды, мечты и желание любить обращаются только тем, что мы оказываемся источником страданий для себя и для других, — что же будет с нами, когда мы попадём в руки бесов, которые есть почти совершенная тьма? Не надо допустить этого. Не надо погружаться дальше во тьму. Надо идти к свету, ко Христу, — молиться и плакать, верить и любить. Любить всегда, любить всякого. Вот, мы встретили человека, и он нас раздражает. Мы говорим: «Ой, какой нехороший человек! Видеть его не могу!» — Этот человек послан нам Богом, чтобы показать, какая в нас самих тьма. Человек-то — нормальный, обыкновенный, просто мы погружаемся во тьму, видя его, — и Бог посылает нам этого раздражающего нас человека, чтобы мы очистили своё сердце, чтобы мы взмолились Богу и сказали: «Господи! Погружаюсь во тьму! Очисти меня! Освети меня, дай мне мир Твой, любовь Твою, свет Твой! Я хочу любить и этого человека, я не хочу погружаться во тьму!» И мы увидим, что человек только показался нам плохим, — на самом деле, он просто человек, с множеством добра, с множеством грехов; но он — человек, достойный уважения, понимания, любви и заботы. И если мы будем так делать в отношении каждого человека, — зная непреложно, что, если мы раздражаемся, — это не вина этого человека, а свидетельство внутренней нашей вины, — то тогда мы, молясь и плача, очистим свою душу, очистим своё внутреннее естество, и тогда мы будем видеть, как необыкновенной Божественной любовью объят весь этот мир. Аминь».