Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии  в пятницу 6-й седмицы 22 июля 2022 года. 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня в Евангельском чтении Христос говорит притчу, притчу о Царстве Божьем, – о том, что человек, узнавший, что на каком-то участке земли лежит необыкновенное сокровище, продаёт всё своё имущество, покупает эту землю, чтобы стать обладателем ещё большего богатства. И другой купец, коллекционирующий драгоценный жемчуг, узнав, что где-то есть самая большая, самая ценная в мире жемчужина или бриллиант, – он продаёт всю свою коллекцию, чтобы обогатиться, – то есть, он отказывается от некоего богатства, чтобы приобрести гораздо большее. Мы не умеем этого делать, не умеем по разным причинам: потому что для нас Христос – не сокровище; потому что мы не чувствуем во Христе ничего радостного, действительно обогащающего нас. Мы не вкусили радости, славы и любви Царства Божьего, – поэтому не можем ничего сделать ради него. А не вкусили мы, собственно, потому, что нас вполне устраивает то, что у нас есть, и мы не ищем большего, как это делают герои притч. Купец ищет дорогую жемчужину, другой человек ищет сокровище, а мы – ничего не ищем. У нас в этом мире есть какие-то недостатки, несоответствия, неполнота, какие-то болячки, какие-то трудности, и мы пришли ко Христу не для того, чтобы Его найти, а для того, чтобы с Его помощью решить свои проблемы. Если бы, не дай Бог, случилось так, что все мы бы были здоровы, и наши дети, наши родители были здоровы, у нас были бы большие дома – полные чаши, было бы всё, что мы только пожелаем, и окружали бы нас добрые люди, – мы бы никогда не пришли ко Христу — зачем бы Он тогда был бы нам нужен? У нас и так всё есть! Мы приходим к Нему, чтобы с Его помощью решить недостаток своей жизни, – а потому сделать то, о чём говорится в этих притчах, мы не можем. Когда мы слышим святых отцов или Священное Писание Нового Завета, которое призывает нас к чему-то, от чего-то отречься, чем-то пренебречь, где-то потрудиться, – мы, конечно, иногда делаем это, но со скрипом, как подневольные, думая про себя: “Куда деваться, если в Церкви придумали тут обряды, сложности разные, трудности… Ладно, буду это как бы исполнять…”. И мы тащим это ярмо, и ярмом это называем, хотя Священное Писание запрещает нам называть то, что даёт нам Бог, ярмом, запрещает называть заповеди Божьи тяглом. Но мы привыкли. Мы тянем эту волынку с трудом, с ропотом, тяжело: куда деваться! И никто не продаёт сокровищ, чтобы приобрести сокровище Христа, чтобы обогатиться Им, — и поэтому нам слова эти неведомы, непонятны. Но, к великому нашему счастью, по неизреченной, непостижимой, неизмеримой любви Божией, Он всё равно остаётся нашим Богом, Он всё равно остаётся Тем, Кто нас любит, – Тем, для Кого дело нашего спасения является первейшей заботой и целью. Мы и этого не понимаем. Мы думаем: вот, пойдём спасаться, трудимся, чтобы спастись. Мы палец о палец не ударили в своей жизни, чтобы спастись. Это Он нас спасает. Мы бы и не знали о Нём, не знали бы о Христе, не прочитали бы Евангелия (да и не прочитали), и не вознесли бы ни одной молитвы никогда, если бы Он не искал нас, заглядывая под каждый кустик, опускаясь в каждую мерзостную вонючую яму этого мира, чтобы найти там хоть кого-нибудь, кто бы согласился за Ним идти. Мы, гордые, уговариваем другого человека сделать то-то и то-то, – и давно бы отступились; а Он – нет: просит, уговаривает: пойдём! Пойдём, Я покажу тебе радость, сделаю тебя богаче, чем ты можешь себе вообразить! Я награжу тебя такой радостью, таким сердцем, такой жизнью, что ты забудешь вообще обо всём на свете, а не только о своей дохлой конуре! И вот, мы, пусть подневольно, но всё-таки идём, идём за Тем, Кто нас любит, ропщем на каждом перекрёстке, вырываемся, кричим на Него: «Что тащишь? Что вцепился? Что Тебе надо? Отвяжись! Дай пожить в этой жизни!» Но Он – не гордый, Он терпит, Он умоляет, Он уговаривает: «Пойдём, чадо! Хочешь, Я тебя понесу? Ты только согласись хотя бы быть несомым Мной, и Я принесу тебя туда, где тебе будет хорошо!» И поэтому, поскольку Он – наш Бог, Он всё равно делает то дело, которое описано в этих притчах. Мы не можем продать ничего, чтобы купить Его сокровище, – тогда Он берёт нас Сам и постепенно вытаскивает из паутины этого мира – потихоньку, медленно и кротко побуждая, призывая, уговаривая отказаться от наших стекляшек, липовых сокровищ, бубенцов, чтобы мы согласились придти на то поле, в то место, в то состояние, где Он нам подарит Себя. Мы почувствуем, какое невиданное, немыслимое, непостижимое сокровище приготовил Он каждому человеку, – лишь бы человек согласился идти…

«И пусть мы не можем быть такими, как герои этих притч, – но хотя бы не будем, поскольку это в наших силах, сопротивляться тому, что Он нас тащит в Своё Царство, несёт на Себе каждого из нас и всех нас. Не будем, насколько это в наших силах, лягаться и пинаться, выбивая Его руку, пытаясь освободиться от Его воли. Он долготерпелив, Он всё вытерпит – и терпит. Насколько это в наших силах, постараемся не создавать Ему дополнительных трудностей, потерпим то, что Он посылает нам. Это и есть те условия, при которых мы отрекаемся от липовых, привычных нам богатств, от стекляшек нашей жизни, от детских игрушек, – и делаем шаги в Его сторону. Если бы мы были, как Антоний, мы бы всё оставили и пришли – и обрели бы сокровище. Но мы – люди последнего времени, и этого сделать не можем. Но мы можем хотя бы не роптать на то, как Он нас спасает, на то, как Он открывает нам Свои сокровища, – на то, как Он делает нас способными эти сокровища вместить, с этими сокровищами жить, этими сокровищами наслаждаться. Да будет имя Его благословенно во веки веков! Аминь».