Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в четверг 6-й седмицы по Пятидесятнице в день празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (21.07.2022).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня вы слышали традиционные отрывки из Евангелия, из Апостольских посланий, которые читаются всегда в дни празднования Пресвятой Богородицы. Евангельский отрывок говорит нам о двух сёстрах, одна из которых, сидя у ног Иисуса, внимала Его словам, она не видела и не знала ничего, и только внимала тому, что Он говорит, и вся жизнь её была сосредоточена в Нём. Заключается же чтение тем, что некая женщина из народа возглашает: «Блаженна женщина, которая Тебя вскормила!» – а Христос отвечает, что гораздо блаженнее слышащие слово Божие и творящие заповеди Его, – то есть, в сущности, уподобившиеся одной из сестёр, Марии, внимающей Богу. Апостольский отрывок из Послания к Филипийцам говорит о том, что «Христос, будучи Сыном Божьим, смирил Себя даже до смерти, и смерти крестной» — и призывает нас подражать этому смирению, которое мы видим всякий раз, когда подходим к распятому Господу нашему Иисусу Христу. Все эти слова Священного Писания – об одном и том же: человек должен всю свою жизнь сосредоточить в Боге, исполняя Его заповеди, суть которых – польза, взыскание, научение, стяжание смирения. Как говорит Сам Христос: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Если Высочайший Бог шёл путём смирения – тем более, и нам надлежит смиряться. Но в том-то и дело, что вся порча наша, весь грех наш, сама суть нашего греха – в том, что мы не хотим смиряться, и смириться не можем. Для этого требуется именно благодатная помощь Христа, которую мы получаем, в первую очередь, в молитве и причащении Святых Христовых Тайн. Мы причащаемся как раз для того, чтобы у нас были силы смириться, и молимся как раз для того, чтобы Он дал нам возможность жить в смирении. Но мы не оставили свой прежний греховный образ мыслей, чувств и действий – поэтому молимся о чём нам угодно, и причащаемся для чего нам угодно. Когда же нам говорят о смирении, мы отвечаем: да, конечно, конечно – мы готовы смиряться, если тот человек будет того достоин! Мы смиримся перед ним, если он будет великим, умным, праведным, честным, духовным, святым – ну конечно, мы смиримся, мы готовы всем сердцем смириться! Но перед этим негодяем, перед этим пьяницей, перед этим тупым начальником, перед этим монстром, – гневным, злым человеком? Да ни в жизнь! Да не дождётесь! Что я – дурак, что ли – смиряться перед ним? Это – потому, что мы не вникли в образ, ежечасно, ежеминутно распинаемого перед нами Иисуса Христа. Он-то ведь смирил Себя не перед великими, умными и святыми; Он смирил Себя перед грешными, глупыми и злыми людьми – и этому призывает нас подражать. Конечно, если мы смиряемся перед великим, умным и святым, мы ничего достойного не делаем – мы просто поступаем, как должно, справедливо и правильно. Никакой веры для этого не требуется; это естественно: глупый преклоняется перед умным, слабый перед сильным, грешный – перед святым, это нормально. Но Бог призывает нас смиряться перед любым человеком, который над нами поставлен промыслом Божьим, потому что, смиряясь перед ним, мы смиряемся перед Богом, Который так повелел быть. Если мы ропщем против этого человека, против мужа или начальника, или ещё кого-то, поставленного над нами, то мы ропщем против Бога, Который его поставил над нами, а нас отдал ему в послушание. Если же мы ропщем, мы свидетельствуем о том, что никакой веры ни в Бога, ни во Христа в нас нет. Мы готовы верить в Бога, если Бог собирается исполнять наши желания. Если же Бог, с нашей точки зрения, устроил мир так нехорошо, некрасиво и неправильно, то мы не собираемся Его слушаться, мы собираемся этот мир изменить: сменить начальника, сменить мужа, сменить образ жизни, сменить строй, сменить эпоху – всё поменять так, как нам бы этого хотелось. И, таким образом, мы не получаем той благодати, которая отпущена верующим во Христа, – ничего не получаем. Мы ходим в храм, топчем дворы Дома Божьего, мы причащаемся – и не получаем ни утешения, ни благодатных помощей, ни просвещения сердца и ума, потому что мы не хотим смиряться….

«И вот, чествуем мы сегодня Пресвятую Богородицу, которая, подобно Своему Сыну и Господу, смирилась. Смирившись, Она приняла всё, что посылал Ей Бог — не только зачатие Бога, хотя мы и этого не можем сделать. Она всё приняла: когда убивали Ее Сына, Она не роптала, не кричала, не проклинала, не потрясала кулаками к небу: «Господи, за что?! Он же хороший Сын. Оставь Его жить! Зачем в Тебя верить, если Ты такого Человека убиваешь?» Нет, Она молча, кротко и тихо стояла и смотрела, как убивают Бога, как убивают Ее Сына. Она перенесла это мужественно, достойно: раз так угодно Богу — пусть так будет. Не проклинала ни фарисеев, ни книжников, ни первосвященников. Она приняла всё, что послал Ей Бог в жизни. Или, вот, например, эпизод, почти сродственный сегодняшнему отрывку: приходит Матерь Божья к Своему Сыну, и люди, увидев, что Она пришла, говорят Иисусу Христу: «Смотри, вот там Мать Твоя пришла». Он говорит: «Знать ничего не знаю, — какая такая Мать? Вот это — люди Мои, собранные здесь, они — Моя Мать. Другой не знаю». Мы бы как обиделись: «Да я тебя кормила, я тебя воспитывала. Ты — такой-сякой, неблагодарный, — как ты смеешь так говорить?» Она спокойно это приняла: значит, так надо. Так научимся смирению у Той, Которой молимся, к Которой припадаем, на Которую уповаем, с Которой празднуем каждый день и молимся каждый день. Смиримся, как Она — и не будем сетовать на то, что наши дети страдают. Значит, так повелел Бог. Не будем сетовать на то, что они нас не любят, не принимают, не слушают, не звонят, не пишут. Значит, так велит мне жить Бог. Будь на всё благая Твоя воля! И когда мы смиримся под высокую и непостижимую руку Божью, мы увидим, как, мало-помалу, свет начинает сиять в нашем сердце, изливаясь на мир и любовь Божью. Бог есть жизнь, и Он даровал нам многое. Он даровал нам всё — все сокровища, все блага. И удивительным качеством проявления Его смирения, непостижимого и глубокого, является то, что Он даровал нам Мать. Человечество с древнейших времён тосковало о том, что у него нет матери. Отец есть. Он — щедрый, Он — великий. Он – лучше всех и больше всех, но так хотелось человечеству, в его тоске по беспредельной нежности, иметь на небесах Маму. И Бог внял просьбе человека, внял чаянию человеческого сердца и даровал нам Мать. Хотите – вот вам Мама. Будьте с ней, бегите за ней, прячьтесь в её руках. Бог не ревнует, не завидует, что молитвы, которые должны были бы относиться к Нему, относятся к Ней. Ведь, это Он – источник жизни, а не Она. Но Он не ревнует и не завидует — Он радуется тому, что Его Мать так все любят и почитают. Ему нравится, что люди трепещут от нежной любви к Ней, и прибегают к Ней. А Она, как и в земной своей жизни, ходатайствует за нас, заступается за нас. И Бог ликует в своей неизреченной любви, смирении и радости, что людям на земле хорошо. Аминь».