МЫ НЕ ВИДИМ ЧЕЛОВЕКА, С КОТОРЫМ РАЗГОВАРИВАЕМ
Если уста молчат, это не значит, что человек ничего не говорит… Как красиво сказал преподобный Серафим Саровский, что не надо уже говорить человеку, не обязательно, если он стяжал в себе дух мирный, дух любви. Сердце, наполненное Богом, будет говорить громче, чем уста.
Мы часто повышаем голос, нервничаем, когда хотим, чтобы нас услышали и сделали по-нашему. Но нас не слышат, потому что мы не видим человека, с которым разговариваем, с которым пытаемся найти контакт. Чтобы состоялась встреча, нужен Христос посреди нас. Мое «Я» давит, мое «Я» больно ранит другого человека, и поэтому он не слышит. Возьмите себя каждый: когда нам говорят в приказном тоне, повелительно, громко, требовательно, невольно идет какая-то защитная реакция. А когда нас просят — это та же самая просьба, но в словах есть смирение, уважение, я уже не говорю о любви, потому что если будет любовь, нас услышат за километр, — это совсем другое дело.
Но любовь — это дар. Любовь приходит в то сердце, которое выжгло все свои болячки, вырвало все свои занозы, которое отдано Христу. Любовь — это уже действие Самого Бога, Который действует в человеке.
И тогда Господь Сам ведет человека, Сам управляет, Сам устрояет все дела, которые необходимы для спасения.
В Церкви так мудро всё устроено, что нет (если правильно смотреть) повода гордиться, что я что-то сделал, я что-то сказал, я чего-то достоин. Потому что действует Господь, Дух Животворящий. Когда Дух Божий уходит, человек не способен ни на что. На грех-то он способен всегда, но на созидание, на какое-то действие, направленное к единению, к строительству, — нет. Потому что нет внутренней жизни, нет начинки. Пирог может быть красивым, но какая начинка внутри? И, наоборот, не очень приглядная начинка — с грибами, с лучком — может быть вкусной. Так и человек. Вот неказистый человек, и вдруг слышишь, как он начинает говорить, и думаешь: какая красота в человеке! А бывает, человек эффектный, красивый, стройный, но… мертвый. Потому что внутри грех, потому что человек живет в одиночестве, без Бога.
И молитва. Конечно же, мы можем говорить, что нам нужна сердечная молитва, великая молитва, но нам в первую очередь нужна внимательная молитва.
Чтобы родилась любовь, нужно сначала внимание, нужен постоянный внутренний труд, контроль над своими словами, над своими шагами. Иначе мы будем мечтать о каких-то несбыточных вещах и всё разрушать.
Путь ко Христу начинается тогда, когда человек пришел в себя, вспомнил о любви Божией и увидел вообще, в каком он находится состоянии.
ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ЛЕМЕШОНОК, ДУХОВНИК СВЯТО-ЕЛИСАВЕТЕНСКОЙ ОБИТЕЛИ Г. МИНСКА. 05.06.2018