Протоиерей Андрей Ткачев: «В «Господи, помилуй!» помещается вся жизнь человека»

– Неужели Богу приятны и угодны одни и те же славословия. «Господи, помилуй!» И – так далее. Можно же по-разному это делать?

– Слушайте! Если бы вы знали богатство Литургическое Церковное! Сколько там всякого. Каждый раз, когда я совершаю венчание и читаю по необходимости Чин Обручения, Чин Венчания, то я много раз замечал это и людям говорил. Вот, если вам, например, дать вам на раздумье два дня и попросить, чтобы вы написали в формате А4 все благословения, которые можно перечислить для людей женящихся и выходящих замуж. Перед вами супружеская пара и вы должны их благословить – придумать для них благословение. А потом мы возьмем церковный чин. Чин церковных молитв. И сравним то, что вы написали в свободном полете и то, чем Церковь венчает людей уже две тысячи лет. И я вас уверяю, что ваш свободный полет будет таким убожеством (к гадалке не ходите – сто процентов), и вам будем стыдно за то, что у вас наскреблось в голове три благословения.
…Чтоб вы были счастливы… Аминь.
…Чтоб вы были здоровы… Аминь.
… До свидания… Аминь.
А там. Просто утонуть можно в этой роскоши. Церковный чин молитвенный венчания настолько роскошен, что для того, чтобы писать такие вопросы, надо просто его не знать. В этом я вас не упрекаю. Потому что – многие, действительно, ничего не знают. Наша жизнь заключается в том, чтобы узнать, сравнить, подумать, а потом уже вынести свое суждение. Кстати, слова Господи, помилуй тоже не такие простые. «Кирие элейсон!» В одном слове греческом помилуй – заключается много смысла. Это значит пожалей, пощади, защити, исцели. Помажь. «Элейсон» – это помажь маслом в буквальном смысле. Умасти. Там много всего.
Из всех молитв какие знаю пою в душе и вслух читаю особой дышит дивной силой молитва «Господи, Помилуй». Одно прошенье в ней – не много. Прошу лишь милости у Бога. Чтоб спас меня Своею силой – молюсь я – «Господи, помилуй». Уж близок я к последней грани, но все ж с горячими слезами, хотя с увядшей тела силой молюсь я «Господи, помилуй». Душа, окончив жизнь земную, молитву эту, не иную. Тверди и там ты, за могилой. С надеждой. «Господи, помилуй!»
В «Господи, помилуй!» помещается вся жизнь человека. Это можно везде сказать. Видите, например, счастливую маму со здоровым румянощеким ребеночком. Можно сказать: «Господи, помилуй!» А потом увидишь, например, старика, который еле идет, опираясь на палки. Скажешь – «Господи, помилуй». И это уже будет другое «Господи, помилуй». А увидишь, например, как молния шандарахнула, и небо порвалось. И страшно стало, как маленькому кролику. Скажешь: «Господи, помилуй. Начинается что ли? Все уже? Апокалипсис?» А придешь, например, «скупнуться» куда-нибудь. На речку, когда уже навигация начнется. Подойдешь к водичке. Пальчиками ее тронешь. «Господи, помилуй. Холодно еще пока купаться». Всю жизнь туда можно запихнуть. И даже уши торчать не будут из нее. А вы говорите. Лев Толстой сказал, что слово да и слово нет можно произнести с пятьюдесятью разными интонациями и смысловыми нагрузками. Так вот молитву «Господи, помилуй!» можно произнести со ста пятьюдесятью смысловыми интонациями.

Протоиерей Андрей Ткачёв