О Крещенской воде

Воде в дни Крещенского сочельника и в сам день праздника Богоявления отводится особое место. Вода, как богосозданная и богоблагословенная стихия, играет особую роль в богослужении и дня накануне праздника Крещения, и самого праздника Богоявления, именно в эти два дня совершается великое водосвятие — великое освящение воды.

Особые свойства крещенской, или богоявленской, воды отмечал еще в VI в. свт. Иоанн Златоуст: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год. Cущество этой воды не портится от продолжительности времени, но целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и, после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников». «Освященная вода, — писал образованнейший человек XIX века, богослов, профессор, святитель Димитрий Херсонский (в миру Климент Иванович Муретов, 1811-1883 гг.), — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Другой наш святой, преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев, 1866 — 1949 гг.), на долю которого выпала жизнь в крайне сложный и трагичный период нашей Родины, человек глубочайшего ума, наделенный даром прозрения, сам много болевший, всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и всю пищу.

Воду, освященную в Крещенский сочельник и в день Крещения, называют великой агиасмой (агиасма — буквально, с греческого «святыня»). К ней издавна относились крайне трепетно: в доме верующих всегда хранилась крещенская вода — на случай болезней, искушений, нападок нечистой силы. И все-таки, благоговея перед святой водой, надо понимать, что святость крещенской воды не больше святости Таинств Церкви и, естественно, Самого Спасителя. Когда мы готовы часами простаивать в очереди за святой водой, но при этом «забываем» про Божественную литургию, про Таинство Исповеди и Таинство Причащения, мы уподобляемся язычникам, наша живая вера превращается в магизм, шаманство.