Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии 11 марта 2021 года: «… все, что у нас есть — это дар Его Крови, пролитой с Креста…»
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня вы слышали очень длинный отрывок из Евангелия от Луки, который рассказывает подробно весь Путь страданий Господа Иисуса Христа от момента, когда Он был взят под стражу, осуждён и, разным образом, эти скитания пятничного дня проходил до смерти Его на Кресте и положения во гроб, — подробное изложение всех Его страстей и страданий. И каждый раз мы вспоминаем об этом, когда входим в храм. Если не помним, то должны помнить, нося распятие Его на груди. Но всякий раз, входя в храм, мы должны вспомнить об этом, когда видим изображённое во всяком храме распятие Господа Иисуса Христа. И проходя рядом с этим распятием, мы не должны проходить мимо! Ибо ничто в храме не может быть страшнее, величественнее, радостнее и жизненнее, чем это Распятие Господа Иисуса Христа. Мы бежим покупать свечи, мы бежим целовать иконы, — но всё в этом храме существует только потому, что Господь наш Иисус Христос предпринял этот Крестный подвиг и, несмотря ни на что, умер на Кресте. Всё, что мы имеем в этой жизни, и сама наша жизнь, те радости которые у нас есть, — это всё есть потому, что Он умер за нас. Мы по-настоящему никогда не помним об этом. Мы не помним о том, — по понятным причинам, — что все мы обязаны тем людям, которые в годы Великой отечественной войны умерли за нас. Если бы они не умерли, нас бы просто не было. И об этом мы тоже забываем. Но это понятно; это — потому, что слишком уже далеко от нас отошла война, и люди стали для нас все менее и менее реальными. Но факт остаётся фактом: мы живы только потому, что они умерли. И нашему народу легче понять, что сделал для нас Христос. Ибо мы живы только потому, что Он умер за нас! Ибо, если бы Он не умер, мы бы все остались в своих грехах, и никакой надежды на вечную жизнь у нас бы не было. Мы не можем до конца оценить, и очень по-подлому забываем о том, что всё, что у нас есть, это — дар Его Крови, пролитой с Креста! Мы-то всё думаем, что мы живы собственным благочестием. Именно поэтому мы превозносимся и гордимся, поэтому — учим других, поэтому делаем замечания и негодуем на все недостатки наших близких, — потому, что в глубине души знаем: мы-то хорошие, мы-то — спасемся. Потому что, — ну как мы можем не спастись? мы же в храм ходим, мы же в Бога верим, мы же молитвы возносим…
Мы забываем, что и они, и мы можем спастись только потому, что Христос умер на Кресте, — только потому, что Он оплатил наш неоплатный долг, только потому, что Кровь Его размыла стену, стоящую между нами и Богом, — потому, что Кровь Его очистила мои грехи. Ни мои слёзы, ни моё покаяние, ни мои молитвы, ни мой пост — не могут очистить меня от грехов. От грехов очищает только Кровь Иисуса Христа, и только она может ввести нас в Царство Божие, и только Его Слово может нас спасти! Даже если мы будем самыми праведными людьми на свете, даже если поститься будем всю свою жизнь, даже если молитва будет непрестанной, даже если мы никого никогда не будем судить, даже если
мы будем всех любить, даже если мы не сделаем никакого греха, — то и тогда спастись мы можем только потому, что Он этого захочет или не захочет. У нас нет никаких оснований для спасения. Только Его Кровь , в которую мы веруем, которой мы причащаемся, только Его Крест, который мы целуем, вводит в Царство Божие! И потому крест стоит в каждом Храме, и потому он украшает каждый Храм, потому он находится на нашей груди, потому везде мы встречаем Крест: чтобы мы помнили, — не просто ограждали себя от каких-то бесовских сил и злых людей, — а чтобы помнили, что только благодаря Его смерти, благодаря Его любви, распятой на Кресте, мы можем радоваться и дышать, молиться и поститься, причащаться Тела Его и надеяться на жизнь вечную! Отсюда и благодарность наша, отсюда — Евхаристия, — как называется Таинство причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа! Мы благодарим Его за то, что Он захотел пойти и умереть за нас; мы благодарим Его за то, что Он вынес эти крестные страдания, мы благодарим Его за то, что Он смог это сделать, и мы можем жить теперь и дышать, — и вся жизнь наша должна быть благодарностью Богу за то, что Он нашёл способ спасти нас от вечной смерти! И если мы силой Его благодати приведены в храм, и веруем, — и даже молимся Ему, — то Он в силе всякого человека привести к Себе, — и всякий человек может молиться Богу. Только веры у нас в это нет, только любви у нас нет, — да и желания порой нет, потому что мы хотим гордиться тем, что мы — христиане, гордиться тем, что мы — не такие, как все. Мы хотим, чтобы христианство стало чем-то, что будет возвышать нас в глазах других. И от этого жизнь наша и вера наша совершенно не похожи на то, что Христос принёс на землю. Мы должны верить, что мы сами спасены только Его милостью и Его Крестом, а, значит, верить и в то, что всякий может спастись по благодати Божей и силой Его Креста! Аминь.
Записали Лариса Енец, Елена Плотникова.