Проповедь иерея Констнтина Корепанова н Божественной литургии 11 февраля 2021 год: «Именно тот человек, который разделяет со мной жизнь, оказавшись сопричастным моей жизни, — он и есть тот самый крест, который возложил на меня мой Бог…»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня вы слышали в евангельском чтении слова Христа, определяющие жизнь каждого христианина, являющиеся выражением самой сути христианской жизни, сути христианства: «Если не берёте своего креста и не следуете за Мной, то вы не достойны Меня.» И каждый христианин, для того, чтобы иметь дерзновение войти в Царство Божие, для того, чтобы, действительно, войти со Христом, во Христе, в то Царство, которое уготовано людям от создания мира, человек должен взять крест, и не может он отречься от своего креста.
Конечно, всякий человек, мало-мальски знающий историю Церкви и Священное Писание, под этим сразу понимает какие-то тяжёлые, невыносимые страдания, подобные тем, что пережили святые в мученические эпохи, — как святая великомученица Екатерина, или святой великомученик Георгий Победоносец; кто-то представляет себе те страдания, которые претерпели новомученики, исповедники российские, — в том числе и их память мы сегодня вспоминаем, — их немало было здесь, на екатеринбургской земле; — которые претерпели пытки, допросы, многолетние заключения в лагерях, ненависть, поношение, всякого разного рода уничижения, вплоть до расстрела и мучительной казни.
Но, на самом деле, не всегда так нёс христианин свой крест. Не всегда только это предполагает то, что Христос называет крестом. Главное, что есть в этом символе креста, — это совершенное умерщвление человека для жизни и суеты этого мира, это совершенное посвящение себя Богу. А совершенное посвящение себя Богу во Христе предполагает совершенное отречение от своей воли; это и есть, собственно, — крест, который несёт каждый человек. Как выразил это однажды преподобный Серафим Вырицкий: «Не моя, Господи, воля, но Твоя да будет!» Это — то, что требуется от каждого христианина, требуется Богом, — и на меньшее Он не согласен. Человек может не пострадать от гонителей никогда, может прожить и сто лет, и больше; он может прожить, имея мужа или жену, и детей, и дома, — всё он может иметь. Единственное, чего он не может иметь, — он не может иметь своей воли, — не может. Христианин отрекается от своей воли, чтобы в нём была воля его Бога; ибо именно его собственная, человеческая воля привела однажды к этой катастрофе, результатом которой стал сегодняшний мир, в котором мы живём. Эта катастрофа называется «грехопадение». Когда моя воля выше воли Бога хоть на мгновение, хоть на чуть-чуть, — это есть грех. Чего бы ни хотела наша воля, она всегда хочет греха, ибо единственное безгрешное состояние человека — это когда человек всецело отдаётся воле Божьей, когда он говорит: «Господи, Твоя воля, — пусть будет только Твоя воля! Не то, что я хочу, — а то, что Ты!» Именно этому мы учимся, говоря слова молитвы «Отче наш». «Отче, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле.» Этому христианин должен учиться каждый день, каждое мгновение своей жизни, распиная себя ради того, чтобы совершилась воля Иисуса Христа. Поэтому поиск воли Иисуса Христа, посвящение себя заповедям Христовым, всё, что мы делаем, мы должны делать ради Христа, ради того, чтобы совершилась Его воля. И простое выражение этой заповеди, простое практическое применение этой заповеди мы слышали сегодня в апостольских словах, в послании апостола Павла к Галатам: «Друг друга тяготы носите, и таким образом вы исполните закон Христа.» Большего никто от нас не требует. Суждено нам претерпеть мученичество, — да будет с нами сила Христова! Суждено нам стать монахами или исповедниками, — да укрепит нас Господь на этом пути! Это — кому и что дано. Но все мы обязаны закон Христа исполнять, и закон этот — в том, чтобы терпеть немощи другого человека, считая, что именно терпение этих немощей — и есть, собственно, воля Божия. Это и есть, собственно, тот крест, который мы несём. Именно он возложен на нас Богом. То есть, попросту говоря, живущий с нами человек и есть тот самый крест, который возложил на нас Христос, и мы должны понести этого человека с миром и благодатью Духа Святого к Богу, как понёс нас всех на Себе на Голгофе воплотившийся Сын Божий. Если мы не сможем вслед за Ним понести хотя бы одного человека, который живёт рядом с нами, мы не достойны Его, — это же очевидно. Если Он несёт нас туда, терпя наши немощи и не обрушиваясь на нас с наказаниями и укоризнами, — любя, очищая, заботясь, прощая, помогая, питая Самим Собой и не взыскивая с нас ничего, — то очевидно, что и мы должны так же поступить с тем, кого дал нам в спутники наш Бог. Неважно, муж ли это, жена, дети, родители, — те люди, которые близко со мной живут, — все они обладают определённым количеством немощей; — нет не немощного человека, нет человека без недостатков, — не бывает такого в природе. Именно тот человек, который разделяет со мной жизнь, оказавшись сопричастным моей жизни, — он и есть тот самый крест, который возложил на меня мой Бог, чтобы я терпел немощи этого человека. Если я терплю его долготерпеливо, с любовью, молясь, прощая его за всё, Бог встретит меня с радостью в обителях Своих, ибо я нёс с Ним Его крест.
Если же я буду роптать, если буду проклинать тот час, когда рядом появился этот человек, если я так и не научусь его любить, прощать, понимать; если этот человек, которого я несу ко Христу, не станет для меня моим вторым «я», самым драгоценным, — дороже даже, чем я сам, — то я не достоин своего Бога. Тогда я напрасно нацепил себе на грудь крест Христов, я напрасно считаю себя христианином; ибо я не умираю за братьев своих, не терплю братьев своих, как сделал это мой Бог, воплотившись и сделавшись всем нам братом. Поэтому да укрепит нас Господь Иисус Христос в этом простом, в сущности, житейском, человеческом деле, — нести немощи ближнего своего до тех пор, пока дыхание есть в устах моих. Аминь.
Записала Елена Львовна Плотникова

Аудио: https://yadi.sk/d/TTy1ZmLldGBCZQ