31 декабря — день прославления праведного Симеона Верхотурского

Святой Праведный Симеон Верхотурский происходил из дворянской семьи. По неясным обстоятельствам в начале XVII в. он удалился из родных мест в далекую Сибирь, в зауральские пределы, — в новопросвещенный край, где только в 1620 г. образовалась Тобольская епархия. Смиренно скрыв свою знатность, он вел жизнь бедняка, не имевшего постоянного пристанища. Владел он портновским ремеслом и, переходя из деревни в деревню, шил одежду. Кормился у заказчиков, довольствуясь малым. Выполнив работу, Симеон покидал хозяев, пока те спали, чтобы избежать любой мзды и похвалы.

Облюбовал он себе место для молитвы на погосте села Меркушинского, в 50 верстах от г. Верхотурья, но более любил уединяться среди вековых кедров и лиственниц. Было у него еще невинное занятие, которое не нарушало духовного настроя, — он удил рыбу в многоводной Type, уподобляясь галилейским рыбарям.

Симеон прилежно посещал храм на Меркушинском погосте, оказывая ближним чрезвычайное послушание и любовь. Всегда старался он питать других от своих трудов и со многими беседовал о божественных истинах, наставляя на путь христианского благочестия вогуличей и других инородцев.

Ничего более не сохранилось о нем в устных преданиях меркушинских старожилов. Прав. Симеон мирно и безвестно преставился в середине XVII в. Погребли его у церкви Архистратига Михаила, в которой он имел обыкновение молиться. Недолгая чистая жизнь Симеона служила примером в диком крае, недавно увидевшем свет христианства.

В 1692 г. клирик преосвященного Игнатия Тобольского Матфей приехал на Меркушинский погост. Близ церкви ему показали выступавший из могилы гроб, в котором сквозь треснувшие доски видны были нетленные мощи праведного. На следующий год сам митрополит Игнатий осмотрел гроб, поклонился останкам и записал то, что слышал о житии Симеона и чудесах, им творимых. Между прочими исцелениями он упоминает о расслабленном служителе воеводы Савелова, окрепшем всеми членами при гробе прав. Симеона, о дочери стольника Нарышкина и служителе его Илье, которые исцелились по молитве святого от глазной болезни. Многие немощные пели панихиды на могиле Симеона, брали из нее персть, обвязывали болящие члены и избавлялись от недуга.

Спустя два года митр. Игнатий снова посетил Меркушино и поручил игумену Далматовской обители Исааку с церковными служителями освидетельствовать мощи. Открыв гроб, увидели они тело в совершенной целостности. Испытав недоумение, святитель тут же почувствовал сильную боль в левом глазу и понял, что это произошло по нерадению его к св. мощам, — не принявшего участие в их обретении. После литургии он поспешил поклониться угоднику Божиему, и болезнь его утихла. «Воистину то были мощи праведного и добродетельного человека Божия, подобные древним святым», — подтвердил митр. Игнатий совершенное чудо. Приехав в Верхотурье, преосвященный собрал новые сведения о житии и чудесах прав. Симеона; сам городской воевода князь Гагарин свидетельствовал об исцелении своего слуги, у которого была раздроблена кость ноги.

С 1692 по 1694 г. мощи были трижды освидетельствованы митрополитом. При очередном объезде епархии обнаружилось, что во всем Верхотурье и его окрестностях нет раскольников: они или обратились к православию, или бежали, гонимые молитвами прав. Симеона.

Когда открывается источник, из него обильно течет вода — так и вновь обретенные мощи несли знамения. Прав. Симеон оказался из тех угодников Божиих, посмертные деяния которых более известны, чем события их временной жизни, потому как она была сокровенна в Боге.

Нередко благодатные явления св. Симеона служили и нравственному исправлению христиан. Один житель Верхотурского уезда долго лежал в немощи и, наконец, был положен уже под иконы в ожидании смертного часа. Внезапно предстал пред ним человек в белой одежде и велел ехать в Верхотурье, чтоб наказать тамошнему дьяку удерживаться от пьянства, соблюдать посты и исповедовать грехи духовнику, самому же болящему велел помолиться над гробом прав. Симеона. Пробудившись, Маков получил облегчение и совершенного исцеления сподобился у раки святого.

Такое же сгрогое внушение и трезвости было дано иерею соборной церкви Верхотурья Павлу Праведникову. Явившийся Симеон укорил его и взял обещание впредь не касаться вина. Смятенный иерей просил помилования и облегчения своему недугу, обещая до смерти не пить. «Кто будет тебе порукой?» — спросил чудесный пришелец. Иерей показал на животворящий крест и получил исцеление. В 1700 г. прав. Симеон избавил от татарского плена крестьянина Петра с реки Миассы. Было это в правление митрополита Игнатия.

Преемником его на Тобольской и Сибирской кафедре был известный своей ученостью Филофей Лещинский, ревностно заботившийся о правоверии паствы и о крещении вогуличей, остяков и тунгусов. Его апостольская проповедь привела к купели крещения до 50 тысяч язычников. Исполненный благоговения к памяти прав. Симеона, митрополит в 1704 г. по просьбе воеводы Алексия Калетина благословил перенести св. мощи из села Меркушина в Верхотурский монастырь свт. Николая.

Только в рукописном сказании о житии св. праведника описано до 50-ти им сотворенных чудес. В 1711 г. Симеон явился старцу Иакову и грозными словами привел его в ужас, так что тот пал без чувств. Придя в себя, он объявил, что праведник велел архимандриту и воеводе внушать народу удерживаться от бранных слов и нечистых дел, иначе их ждет кара Божия — мор и голод. В 1749 г. житель Невьянского завода, где упорно держался раскол, Василий Масленников, три года лежавший в параличе, во сне увидел человека в белой одежде, спросившего: «Ты хочешь быть здоровым?» Назвался он Симеоном Меркушинским, дал совет идти в Верхотурье, в обитель св. Николая, и помолиться там усердно, отслужить молебен над мощами. «Будешь здоров, — пообещал Симеон и наставил: — Да крестное знамение изображай на себе тремя перстами, во образ св. Троицы». После явления Василий почувствовал себя лучше и на другой день в Невьянской конторе рассказал бывшее с ним. Затем поехал на поклонение своему целителю.

В обители делали на серебряных досках надписи, свидетельствовавшие об исцелениях в различные времена по молитвам прав. Симеона.
На месте обретения честных мощей, в селе Меркушине, устроена в 1808 г. каменная часовня. Там, где была могила, есть источник, который посещают верующие, приходят они и на то место, где любил уединяться праведник на утесистом берегу Туры, под вековой елью. Благоговейные паломники берут в дома на благословение воду из источника, опавшую от многолетнего дерева хвою.