Слово протоиерея Сергия Алексеева на Божественной литургии во вторую Неделю Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшнее Евангельское чтение — отрывок из Евангелия от апостола Марка. Это повествование о том, как четверо друзей принесли расслабленного (парализованного) в то место, где проповедовал Господь Иисус Христос. Господь его исцелил. Многие толкователи говорят, что по вере людей (друзей), по их желанию и надежде парализованный был исцелен, и такое толкование стало привычным. На таком утверждении, по сути своей ложном, строятся даже богословские утверждения: «Наши близкие не веруют, а по нашей вере Бог с ними что-то сделает…». Почему неверна такая установка? Перед Богом каждый из нас есть личность. Бог не коллективно спасает или губит, а смотрит на дела, мысли и устроение каждого из нас. Перед Богом нет безликих людей, нет коллектива. Перед Ним есть каждый человек.  Святитель Григорий Палама, чью память мы сегодня совершаем, говорит совершенно противоположное устоявшемуся мнению: «Нет. Не по вере друзей был исцелен болящий, а по своей вере». Он был настолько уверен, что Христос его исцелит, что уговорил своих друзей понести его туда. Друзья согласились, но исцелен он был по своей вере. Мы знаем много случаев исцеления Господом. И в каждом случае Господь говорил: «Иди, вера твоя спасла тебя». Не вера даже самых близких, а вера самого человека.  Не может быть исцелен человек, не имеющий веры в свое спасение.
     Евангелисты по-разному пишут об исцелениях. Евангелист Лука пишет: «Приносили к нему больных, и всех Господь исцелял». А Евангелист Марк говорит горькую правду: «Приносили к Нему больных, и многих  Господь исцелял». И это «многих» заставляет нас задумываться. Мы привыкли к тому, что  там, где Бог, там благодать, добро. Но мы забываем, что добро не есть что-то автоматическое. Ведь здоровый человек заразить больного здоровьем не может, а вот больной здорового заражает запросто. Также происходит в наших отношениях друг с другом, и в наших отношениях с Богом. Бог дал добро. Чтобы оно действовало, надо приобщиться к нему, открыться добру, нужно поверить в него.
     Поэтому как бы мы  ни переживали за своих близких (а это великая жертва — привести близких к Богу), чтобы мы ни делали, мы сможем только привести, но дальше Бог будет действовать только по вере самого человека. Это может отвратить от Бога: «Что это за Бог, который не может делать добро?»  Бог не будет делать добро, пока человек сам не откроется ему. И в этом объяснение, почему в мире столько зла. Зло существует не потому, что Бог зол, а потому, что люди не хотят идти навстречу Богу.  Но есть надежда на то, что если мы разгребем все пласты греха, которые на нас вырастают, то Бог сделает по нашей вере, по нашей просьбе и по Своей великой милости. Аминь.