Слово протоиерея Сергия Алексеева на Божественной литургии в Неделю Торжества Православия 8 марта 2020 года

https://youtu.be/-CeiUWklPbU

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

     В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали о тех, кого мы назвали героями веры. Перед нами прошел ряд праведников, начиная с Моисея и заканчивая Господом нашим Иисусом Христом. И о каждом из них были сказаны похвальные слова: они сохранили веру, они исполнили правду Божию. Читая эти строки, мы задумываемся над вопросами, которые постоянно присутствуют в жизнь каждого истинно верующего человека.

     Мы знаем, что бывают кризисные времена, когда христианин напрямую сталкивается с выбором: исполнить правду Божию, исповедовать свою веру в Бога или отречься от Него.

Нам известно множество исторических примеров: как первого, так и второго плана. Но не будем сулить, а лучше обратим внимание на себя.

    Господь на горе Блаженства произнес: «Баженни изнаннии правды ради, яко тех есть Царствие Небесное». Что же такое правда Божия, за которую люди отдавали жизнь? Правда Божия – это установленный Богом порядок в сотворенном им мире, порядок, которые нарушили первые люди в своем грехопадении, изменив свою судьбу и судьбу мира, но правда Божия осталась неизменна, воля Божия должна была быть исполнена. И для тех ветхозаветных праведников правда Божия, прежде всего, осуществлялась в установленном законе, в богослужебных и нравственных заповедях, данных Богом, в верности завету и в исполнении воли Божией.

     Как трудно быть верным воле Божией показывает вся израильская история. Маленький народ был окружен многочисленными языческими народами, которые имели свою веру, свои заповеди, свою жизнь.  И как трудно было сохранить веру в невидимого Бога перед лицом видимых идолов: «Бог там, на Небе, далеко, Он не виден, а идолы – вот они. Есть амулеты, помогающие в разных обстоятельствах, есть фараоны, гнев которых очень жесток…»

     Все это было великим соблазном, и мы знаем, что многие из иудейского народа были подвержены падениям, но мы помним имена тех, их перечисляет апостол Павел, кто прославил Бога.

    Учительная роль этого послания такова: наша жизнь не является бесцельной. Наша жизнь – не прогулка по тропинкам в свое удовольствие, когда мы утром выходим, а вечером возвращаемся на тоже место. Нет. Это путь к цели Божественного соподобия. Это не просто методичное, спокойное достижение цели. Апостол Павел сравнивают жизнь христианина с трудом спортсмена, который бежит в забеге с надеждой получить первый приз. Мы представляем полный стадион зрителей, которые смотрит за состязанием, как и за каждым из нас следит облако свидетелей правды Божией. Спортсмену легче достичь результата, если он знает, что за ним наблюдают не равнодушнее зрители, а те, кто уже достиг результата. Подобно тому и мы должны достигать с трудом своей цели. В достижении цели есть много того, что препятствует спокойному и легкому течению —   это то, что апостол Павел называет «заклинающий нас грех», и он предлагает сбросить его.  Как это сделать? Как стать подражателями исповедников веры?  Ведь нас никто не гонит, никто не преследует за то, что мы христиане. Мы знаем, как трудно достичь богоподобия, как трудно исполнять волю Божию. Но у нас есть пример и помощь — правда Божия.  Правда Божия в новозаветные времена выразилась не в мертвой букве, записанной на камне или на пергаменте, а правда Божия, записанная на живом человеческом сердце. Сам Бог – Творец мира становится человеком, чтобы возглавить наш подвиг, чтобы дать нам пример, чтобы дать нам силы.

     Сегодня мы совершаем праздник Торжества Православия. Прежде всего, мы воспеваем и изумляемся вечной Тайной Боговоплощения – абсолютный Бог становится описуемым человеком.

Торжество православия – Торжество Боговоплощения, это Тождество Смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, Тождество  Его Воскресения и Торжество Его пребывания в Церкви.    Мы не одиноки в этом мире, мы смотрим на образ нашего Путеводителя — Господа Иисуса Христа, подбодряемые бесчисленным облаком свидетелей, во главе которого стоит святой Креститель Господень Иоанн Предтеча – первый по благодати мученик.   

     Мы сегодня совершаем Торжество Православия, потому что знаем, что правда Божия будет всегда исполнена. И мы радуемся и торжествуем.