Проповедь протоиерея Сергия Алексеева на Всенощном бдении 7 марта 2020 года на Евангельское повествование о явлении Воскресшего Спасителя двум ученикам на пути в Эммаус

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
     Сегодняшнее Евангельское чтение представляет собой отрывок из благовествования апостола Луки о явлении Воскресшего Господа двум ученикам на пути в Эммаус.  Вспомним, с чего начинается повествование. Начинается оно с бесславного  бегства учеников из Иерусалима. Мы знаем, что ученики были напуганы: одни сидели за закрытыми дверями, ожидая  репрессий со стороны власти, потому что понимали, что тоталитарная власть не останавливается на полумерах — и уничтожив Учителя, власть примется за учеников. Потому что в глазах политической религиозной элиты того времени миссианство Господа было вопиющим  нарушением порядка, крушением устоев, не вписывающееся в их понимание отношений с Богом. Другие уходили куда подальше, чтобы пережить это страшное время. Причиной бегства могла быть не только мысль о репрессиях и страх за свою жизнь. Мы знаем, что когда человек готов пострадать за идею, то репрессий он может как раз и не бояться. Хуже всего не страх за свою жизнь, а страх за свою репутацию. Можно представить, что когда человек или группа людей терпит крах своих идеалов и надежд, а вокруг много тех, которые изначально не принимали их стремлений, то  люди подвергаются насмешка и пересудам. И страх потери репутации может быть даже сильнее страха за свою жизнь. Мы точно не знаем, чем вызвано бегство двух учеников.
Мы знаем только то, что начавшись так бесславно, оно закончилось триумфальным возвращением учеников, без страха проповедующих : » Мы видели Воскресшего Господа, и теперь мы ничего не боимся, потому что Бог с нами, Христос воскрес, и Он поможет нам в решении всех наших проблем». Какое событие послужило точкой такого переворота? Как свидетельствуют сами ученики,   они опознали Воскресшего Христа в преломлении хлеба.  Преломлением хлеба в древней церкви называли Таинство Евхаристии. Мы, погрузившись в мирскую суету, придаём мало значения Таинству Евхаристии. В нашем сознании Причастие, Евхаристия, стоит в одном ряду с другими Таинствами церкви — с Крещением, Покаянием, Венчанием… Но на самом деле в умах и сердцах апостолов и первых поколений христиан Евхаристия не была лишь одним из Таинств, как и не является одним из великих праздников Пасха Христова. Пасха Христова — праздников праздник и торжество из торжеств. Так и Евхаристия. Это не просто священнодействие, в котором Бог видимыми действиями  даёт незримо  благодать, как определяется Таинство  в учебниках. Евхаристия — это Таинство людей Царства.
Потому что Христос проповедовал Царствие Небесное. Где Господь, там и Царство. Когда Церковь совершает Евхаристию, то это есть явление Царства. И мы, приобщаясь Тела и Крови Христовой, являемся участниками этого Царства. Оно, конечно, ещё не наступило в силе, ибо оно придёт к силе только во втором Пришествии. Но лучи Божественного Света достигают и  нас, и нашей жизни.
     Завтра Церковь по уставу совершает Торжество православия. Что же из себя представляет Торжество православия? Если кратко сказать, то в Торжестве православия мы исповедуем догмат о Воплощении. Мы исповедуем, что невидимый абсолютный Бог становится видимым человеком во Христе. Торжество православие — это есть  торжество Боговоплощения, торжество Смерти и Воскресения Христова, торжество Его Вознесения,  торжество Его  пребывания с нами до скончания века в теле Его святой церкви. Аминь.