Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского: рассказывает иерей Константин Корепанов. Часть 7.

В этой части разбирается несколько тропарей канона прп. Андрей Критского: Понедельник. Песнь 4. тропарь 4:

«Не бысть в житии́ греха, ни дея́ния, ни зло́бы, еяже аз, Спа́се, не согреши́х умо́м и сло́вом, и произволе́нием и предложе́нием, и мы́слию, и дея́нием согреши́в, я́ко ин никто́же когда́». Перевод: [Нет в жизни ни греха, ни деяния, ни зла, в которых я не был бы виновен, Спаситель, умом, и словом, и произволением, согрешив и намерением, и мыслью, и делом так, как никто другой никогда.]

Основная мысль: подлинное покаяние низводит человека во ад. Потому что человек знает о себе всю правду, и эту правду он знает в свете Христовом. И видит так, как мы себя не видим. А мы в глубине души всегда себя хвалим гордимся собой. Именно поэтому нынешнего христианина затронуть нельзя. Он не преносет со смирением обиду и не будет молиться за обидчика. А надо молиться, потому что это заповедь Христа: «Молитесь за обижающих вас». А мы этого не исполняем, поэтому мы и не чувствем того, что чувствует прп. Андрей Критский или Авва Сысой.

Понедльник. Песнь 4. Тропарь 6: Ле́ствица, ю́же ви́де дре́вле вели́кий в патриа́рсех, указа́ние есть, душе́ моя́, де́ятельнаго восхожде́ния, разу́мнаго возше́ствия, а́ще хо́щеши у́бо, дея́нием, и ра́зумом, и зре́нием пожи́ти, обнови́ся. Перевод: [Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит указанием, душа моя, на восхождение делами, на возвышение разумом; поэтому, если хочешь жить в деятельности и в разумении и созерцании, то обновляйся.]  Основная мысль: чтобы воходить к Богу, надо обновиться умом. Для того, чтобы разум обновился, надо поменять фокус (мы смотрим вокруг себя — так устроен плотской разум). Весь наш ум находится во внешнем зрении ,»умом шляемся по улицам этого мира»). В этом внешнем созерцании Бога нет. Ум должен обратиться внутрь человека. И только созерцая себя, собирая ум внутрь, мы сможет там встретить Бога. Правильным собиранием ума является молитва. И тогда Бог изливает свою Благодать — проиходит обновление ума. тогда человек начинает иначе оценивать все, что происходит, в нем меняется шкала ценностей.