Покаянный канон преподобного Андрея Критского: рассказывает иерей Константин Корепанов. Часть 5.

Батюшка остановился на 4 тропарях. Вот они: «Богатство душевное иждив грехом, пуст есмь добродетелей благочестивых, гладствуя же зову: милости подателю Господи, спаси мя». (Четверг. Песнь 1. Тропарь 5) Перевод: Расточив в грехе духовное богатство, я чужд святых добродетелей, но, испытывая голод, взываю: Источник милости, Господи , спаси меня. Основная мысль: грех — это не просто нарушение заповеди, грех — это отрава, яд. Он отравляет душу. душа начинает разрушаться. Разрушение приводит к тому, что те сокровища, которые дал Бог , утрачиваются. Очень важно понимать, что если человек плачет и кается, то покаяние воссоздает утраченные добрые качества.

«Мужа убих, глаголет, в язву мне и юношу в струп, Ламех, рыдая вопияше; ты же не трепещеши, о душе моя, окалявши плоть и ум осквернивши». (Четверг. Песнь 2. Тропарь 1). Перевод: Мужа убил я, сказал Ламех, в язву себе, и юношу – в рану себе, взывал он, рыдая; ты же, душа моя, не трепещешь, осквернив тело и помрачив ум. Основная мысль: Вспоминается история Ламеха, который убил двух человек, и говорит, что наказание велико.
Проводя параллель, прп. Андрей пишет о том, что мы не волнуемся, что ум свой осквернили и плоть изгадили….
Скверная мысль подобна убийству.
Только человек убивает себя.
«Столп умудрила еси создати, о душе, и утверждение водрузити твоими похотьми, аще не бы Зиждитель удержал советы твоя и низвергл на землю ухищрения твоя». (Четверг. Песнь 2. Тропарь 2). Перевод: Ты умудрилась, душа, устроить столп и воздвигнуть твердыню своими вожделениями, но Творец обуздал замыслы твои и поверг на землю твои построения. Основная мысль: Бог вмешивается в нашу жизнь. Он останавливает человека в его стремлении удовлетворять свои желания.
И это надо осознать во время Великого поста, что на самом деле ропот человека против Бога, это ропот против милосердия Божьего. Милосердия, которое ограничивает похотения человека.

«О како поревновах Ламеху, первому убийце, душу яко мужа, ум яко юношу, яко брата же моего, тело убив, яко Каин убийца, любосластными стремленьми». (Четверг. Песнь 2. Тропарь 3). Перевод: О, как уподобился я древнему убийце Ламеху, убив душу, как мужа, ум – как юношу, и подобно убийце Каину – тело мое, как брата, сластолюбивыми стремлениями. Основная мысль: стремлением ко греху, мы убиваем наше духовное существо. Любой плотской помысел содержит обещание наслаждения. У каждого оно свое. Именно это обещание наслаждения пленяет сердце. Чтобы этого не было, надл очистить сердце от любостластного стремления. Как? Они изгоняются любовью к Богу, вожделением Царства Божьего… Святые Дары -Тело и Кровь Иисуса Христа нам даются.Они содержат в Себе сладость, но ДУХОВНУЮ.