Актуальные проблемы воскресных школ: размышления семинариста

Актуальные проблемы воскресных школ

В Евангелии от Матфея (28;19) мы встречаем миссионерский императив Господа, существенное место которого занимает слово «научите». Таким образом, христианство всегда являет высочайшую культуру и серьезную образованность.

Образование всегда играло заметную роль в истории христианства. С самых древних времен появлялись катехизические училища. На протяжении веков церковные учреждения, такие как монастыри, были оплотом «науки» и просвещения.

В современных реалиях постсоветского пространства происходит процесс возрождения духовного образования. Заметны следы советской антирелигиозной эпохи. Наблюдается заметное отставание отечественных духовных школ от западных. Тем не менее духовное образование реализуется на всех уровнях современной системы образования. В свете реформы духовного образования сейчас существуют академии, семинарии теологические кафедры в светских вузах. Активно внедряются стандарты болонской образовательной программы в систему духовных образовательных заведений. Вместе с тем немаловажное значение имеет начальное звено духовного образования —  воскресные школы. Их выгодное отличие от других духовных образовательных структур состоит в относительном универсальном характере. Успешное функционирование воскресных школ способно решить массу проблем внутри церкви.   

В России за последнее десятилетие заметно активизировалось возрождение воскресных школ: в той или иной форме они появились в большинстве приходов Русской Православной Церкви, внося значительный вклад в дело воцерковления и религиозного образования детей, причем не только из церковных семей, но и тех, у кого родители далеки от Церкви.

Решая значительную задачу, воскресные школы по-прежнему остаются на невысоком уровне. Причиной может выступать недостаточно эффективная работа воскресных школ. Возможно, распространённым явлением часто становится формальное образование и поверхностное воцерковление воспитанников и, как следствие, последующий уход из Церкви.

Для решения такой трудной задачи потребуется усовершенствование методических подходов к образовательной деятельности воскресных школ и их организационной структуры. В этой связи основой воскресных школ должна стать база предметов, состоящая из Священной истории, катихизиса, литургики и др. Лучше иметь преподавателей которые являются членами общины. Немаловажным будет организовать детский хор при воскресной школе. Обязательно приобщать детей к богослужению. Идеально впишется в состав воскресной школы сбор материалов о новомучениках, социальное служение, паломничества по святым местам, обучение иконописи, разным ремёслам.

Котов Аркадий,

студент 4 курса ЕДС