Слово протоиерея Сергия Алексеева на Божественной литургии 12 января 2020 года

Слово протоиерея Сергия Алексеева на Божественной литургии 12.01.2020

Как говорит нам церковная традиция, Рождество Христово — семейный праздник. И поэтому мы сегодня вспоминаем тех, кто составил семью Богомладенцу Иисусу. Мы вспоминаем обручника Иосифа, вспоминаем Пресвятую Деву, хотя мы совершали ей празднование 8 января, но тем не менее мы помним, что именно она  прежде всего послужила делу Боговоплощения. Мы вспоминаем дальнего предка Иисуса Христа  царя Давида и апостола Иакова — брата Господня по плоти.
     Когда мы говорим о Боге, то, прежде всего, мы подчёркиваем, что Бог всемогущ. Что такое всемогущество Бога?
Дело в том, что уже давно богопротивники века сего задают такой вопрос : «А может ли Бог сотворить такой камень, который бы не смог Сам поднять?». Ответ на такой вопрос  лукавый. Если ответить, что может создать  и не сможет его поднять, то Он не всесилен, а если не сможет, значит, Он не всемогущ. Но это прямолинейная, простая, примитивная человеческая логика, потому что ответ давно готов: » Да. Такой камень Он не только может сотворить, а уже однажды сотворил. И этот камень — человек». Поэтому всемогущество Бога мы принимаем не в латинском смысле «все может», а в греческом «Он содержит все в своей руке». Но то, что Он нас сотворил и содержит, не значит, что Он может сделать все, что захочет. Он ограничен. Ограничен хотя бы своим милосердием. Он может уничтожить нас в один момент, но Он ограничивает Себя. И это есть великое свойство  Божие, которому мы тоже призваны подражать. Мы иногда  в гневе и раздражении хотим  что-то сделать, но мы вынуждены себя ограничивать или усмирять.
Вспоминая события Боговоплощения, а Рождество Христово, прежде всего, догматически есть  событие Боговоплощения, мы можем себе представить, что Бог всемогущий мог бы сам все сделать, без помощи других людей. Но Он этого не делает. Он себя ограничивает. Пока Он пребывает в младенческом состоянии, Он прибегает к помощи тех, кто является Его семьей: это святая Дева, Иосиф Обручник,  брат Иаков по плоти — все те, которые помогают Богомладенцу избежать плачевной участи. Ибо в сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали, как царь Ирод приказал избить младенцев от двух лет и ниже, так как  вдруг узнал, что среди родившихся в это время есть претендент на его престол. Бог не посылает огненный дождь на дворец Ирода, Он не убивает Ирода в назидание, а Он посылает Ангела, чтобы тот возвестил: «Бегите от гнева тирана». И святое семейство бежит в Египет.
     Всемогущий Бог, ставший человеком, ограничивал Себя, смирял Себя и нуждался в помощи тех, кого называл Своей семьёй.
Так и мы с вами, глядя на это пример,  должны понимать, что мы — христиане с Богом, Богом не оставленные, и многие из нас  могут свидетельствовать о помощи Божией в делах. Но мы не можем быть постоянно одни и постоянно  с Богом, мы нуждаемся в общении, мы нуждаемся в помощи своих близких.
Дай Бог, чтобы эти Рождественские дни послужили нам к тому, чтобы ещё раз пообщаться со своими ближними. Если поссорились, то помириться, не дожидаясь Прощеного воскресенья, и вместе с ними  порадоваться светлым дням.