Проповедь иеромонаха Клавдиана (Меньшикова) на Всенощном бдении 11 января 2020 года: «У нас есть и величайшая ответственность за каждый день нашей жизни, за каждое мгновение нашего бытия на земле».

Проповедь иеромонаха Клавдиана (Меньшикова) на Всенощном бдении 11.01.2020

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Братья и сестры, мы продолжаем вспоминать и праздновать одно из величайших событий человеческой истории — Рождество по плоти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Величие этого события воспевали святые отцы,  об этом событии говорили церковные гимнотворцы. Только задумаемся: неописанный и непостижимый в Своём величии Бог, перед которым святой патриарх Авраам называл себя землёй и пеплом; Бог, перед лицом Которого святой Давид в молитвенном покаяния называет себя червем, а не человеком; этот Бог, видя, что человечество гибнет перед владычеством  греха, диавола и вечной смерти, сходит на землю, становится человеком, принимает человеческую природу, чтобы в ней сразиться с диаволом и победить его владычество  над родом людским. Облекшись в нашу природу, Господь освятил её, Господь её прославил. И вот сегодня мы слышим знаменательные слова, произнесенные Воскресшим Спасителем, обращенные не только к равноапостольной Марии Магдалине, но и к каждому из нас: «Иди и скажи братиям моим…» Господь называет учеников апостолов «братиями». Как велико достоинство, как велика милость Его к нам! А если мы задумаемся и о том, что молитва, данная Самим Спасителем, начинается со слов «Отче наш…», и мы имеем право называть Господа своим Отцом. Если  мы задумаемся над всем этим — о величии того, что нам даровал Господь, то нам с вами есть за что благодарить Бога. Но вместе с тем у нас есть и величайшая ответственность за каждый день нашей жизни, за каждое мгновение нашего бытия на земле. Ибо в Евангелии говорится: «Кому много дано, с того много и спросится».
     Слушая Евангельское слово, будем слышать его не только телесными ушами, но будем внимать его и своим сердцем. Пусть это слово станет законом нашей жизни. Постараемся напитать им свою душу, согреть свое сердце,  чтобы это слово соделало нас плодоносными  для Царствия Небесного.
Далее Спаситель, обращаясь к Марии Магдалине, говорит: «Восхожу к Отцу моему и Отцу Вашему, Богу Моему и Богу вашему». Бог Отец для Спасителя — Отец по природе, а для нас — Отец по благодати. Благодаря искупительному подвигу Спасителя, мы получили величайшее право и величайшую ответственность именовать Бога, перед Которым вся земля трепещет, Которого воспевают архангелы и ангелы со страхом и трепетом,  своим Отцом. Господь называет Бога и Своим Богом. Почему? Потому что относительно человеческой природы Бог Отец есть Бог Господа Иисуса Христа. А относительно нас Бог Отец есть Бог по природе, поскольку мы Его создание и  целиком пребываем в Его власти, в Его силе. Слыша эти слова, не будем невнимательно и рассеянно проводить дни нашей земной жизни.
     Постараемся проникнуть и особо обратить внимание на жития тех святых, которые подвязались и угодили Богу своей добродетелью. В частности, на жития великих праведников,  которых мы сегодня чествуем: святой царь пророк Давид — древний предок Спасителя по плоти, святой праведный Иосиф  обручник и святой апостол Иаков — брат Божий по плоти. Видя их пример, видя их живую и нелицемерную веру и любовь, будем стараться жить так, чтобы уподобиться им, на сколько это возможно. Чтобы Бог стал для нас не только Богом и Господом, чтобы у нас было живое чувство веры и живое чувство близости Божией, чтобы и мы ходили перед лицом Божиим каждый час и каждый день, уподобляясь древним праведникам. Для этого в Церкви все дано: если мы падаем, согрешаем, отходим от Бога, то есть священное Таинство покаяния; если мы испытываем немощь телесную и душевную, если мы не можем подняться в греховном падении, то есть Таинство елеосвящения; если мы чувствуем, как постепенно через грех, страсти мы отходим от Бога, и отходит на второй план Источник жизни вечной, то есть Таинство Евхаристии, Таинство Причащения Святых Тела и Крови Христовой, через которое Господь нас снова восставляет из мёртвых, оживляет нашу умершую душу. Постараемся не пренебрегать этими Таинствами и особенно в  великие и спасительные дни Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.