Слово протоиерея Сергия Алексеева в Новогоднюю ночь на Божественной литургии: «Для нас есть великое счастье начинать новый год Таинством Евхаристии, Благодарения, соединением со Христом…»

Слово протоиерея Сергия Алексеева в Новогоднюю ночь 01.01.2020

Милостью Божией мы вступили в новый год. Пусть это условная дата, но тем не менее — это некий  рубеж, который отделяет то, что было в прошлом, от того, что нам предстоит. И наверное, вы заметили, что сегодня была не совсем обычная служба: мы добавили в молитвенные прошения,  по примеру древней церкви, прошение о благодарении за все, что было с нами в прошлом году и, конечно, покаянные восклицания…  Для нас более привычны покаянные вздохи, потому что мы знаем, как нужно поступать, какими надо быть, но у нас не получается. Не получается по разным причинам: то ли по ленности, то ли по незнанию, то ли по небрежению, то ли по стечению обстоятельств, потому что не всякий раз наша вина является нашей виной, бывает, что человек попадает в такие обстоятельства, из которых любой  выход  будет грехом. И поэтому мы покаянно просим у Господа простить нам прегрешения наши. Но все таки покаянный настрой «забивается» тем, что мы называем благодарением. И мы знаем,  благодарность — это наивысшая добродетель. И можно  сказать так: благодарность — обычное состояние христианина. Благодарность, а не покаяние.  Потому что покаяние — это не постоянное сожаление о том, что было и прошло. Покаяние, прежде всего, ужас перед тем разрушением, которое мы совершаем в себе своими грехами. Но это и есть поворот и обращение к Богу. В древности покаяние называлось  «тшува» , т е. поворот. Просто себе представить:  человек шёл от Бога, и потом он опомнился, спохватился, повернулся — и пошёл к Богу. Вот что такое покаяние. И за это тоже нужно благодарить. Нужно благодарить Бога не только за все хорошее, что с нами бывает, но и за все плохое, что с нами случается: и за скорби, и за облегчение сокрбей, и за боль, и за исцеление от болезни — за все. Но это очень трудно. Как это сделать? Недаром высшее богослужение в  Церкви называется Евхаристией, Благодарением. Вспомним, с каких слов начинается Евхаристия: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» .  Мы вторим  Христу, который придя на землю провозгласил: «Приблизились Царство Божие». Там, где Христос, там и Царство. И мы через Евхаристию и Благодарение вступаем в это Царство. И человек научится только тогда благодарить, когда поймёт, когда увидит, пусть прикровенно, мистическим зрением, мир и творящиеся в нем дела  в Свете Царствия Христова, в Свете победы Бога над адом. А пока мы этого не осознаем и не поймём, то многие наши  благодарственные слова будут звучать лицемерно.  Мы говорим: «Мы — христиане, мы должны жить по-христиански, мы последователи Христовы». А наши  поступки часто свидетельствуют о противоположном. Почему? Мы это делаем не сознательно. Мы понимаем, что мы должны так поступать, но не чувствуем, почему так должны. Отсюда наш ропот, наше разочарование, та тяжесть, которая наваливается на нас от осознания, как должно быть и как получается на самом деле. Почему? Да потому что мы часто не осознаем, какую милость дарует нам Господь, открывая Свое Царство, и какая милость есть  Божественная Евхаристия, священная литургия и Причащение святых Тела и Крови Христовой! Ведь соединяясь  со Христом, мы смотрим на мир уже преображенными глазами, глазами Христа, Который пришёл в этот мир, Который пострадал, был распят, умер и воскрес в третий день по Писанию. И мы с вами, следуя Христу, тоже распинаем свои страсти и похоти, мы умираем для этого мира, и мы надеемся совоскреснуть со Христом. Для нас есть великое счастье начинать новый год Таинством Евхаристии, Благодарения, соединением со Христом. Перед нами открывается  новое время, подобно тому, как белый снег устилает  грязную землю и скрывает весь мусор, кочки и прочее. И мы торим  путь по этому снегу. И дай Бог, чтоб этот путь был в правильную сторону, чтобы мы, не замечая несовершенств этого мира или даже замечая, но не придавая им значения, устремили свои взоры в вечное Царство Божие, которое Господь нам открывает здесь, на земле,  в таинстве Евхаристии.  Аминь.