СТИХОТВОРНОЕ ПРИНОШЕНИЕ ПРАВЕДНОМУ СИМЕОНУ

Святой праведный Симеон Верхотурский является одним из самых почитаемых на Урале святых. Житие святого было очень скудным, о подлинных фактах биографии праведника долгое время не было известно фактически ничего, и со временем память его стала обрастать множеством былин и притч и сказов. В течение веков шло накопление народного предания, наряду с подлинными чудесами и историями о святом в народе бытовало несколько версий его жизнеописания.

Не могла память праведника остаться без внимания наших новомучеников. Зауральский миссионер и священномученик Аркадий Гаряев был одним из почитателей праведного Симеона. Родившийся на берегу реки Туры, проповедавший Слово Божие вогулам и остякам (современные ханты и манси) на севере Верхотурского уезда, он часто посещал Уральскую лавру, в 1914 году присутствовал на торжествах освящения Крестовоздвиженского собора в монастыре. В самом начале своего священнического и миссионерского пути отец Аркадий написал стихотворение, посвященное праведному Симеону.

Стихотворение «Святой Симеон Верхотурский» было опубликовано в Екатеринбургских епархиальных ведомостях летом 1908 года. Предметом особого интереса представляется литературный образ праведного Симеона в этих стихах: святой Симеон предстает в них сыном небогатого портного из Центральной России, приехавшего в числе многих поселенцев на Урал. Поводом к массовому заселению Урала стал призыв Царя – «Из стольного города клич по Руси прошел от царя».

СВЯТОЙ СИМЕОН ВЕРХОТУРСКИЙ

Три длинные века прошло с той поры,
Как в первый раз – звон колокольный
Раздался на бреге далекой Туры,
На севере диком, где вольно

Вогулы одни на оленях своих,
Не зная забот, кочевали…
Лосей, соболей, чернобурых лисиц
Охотой они добывали.

Не знали они, что есть истинный Бог.
Творец, Промыслитель Вселенной:
Их бог, – деревянный, без рук и без ног,
Был идол, – пред ним всесожженья

Они приносили… Но миг вдруг настал, –
Огни этих жертв, догорая,
Себя отразили в блестящих крестах
Первого храма в том крае.

Из стольного города клич по Руси
Прошёл от царя: выкликались
Бояре, мещане, крестьяне, купцы, –
Тот край заселять… и стекались

Отвсюду пришельцы… и вера в Христа
Могучей волной захватила
Тот край, и за храмом там храм вырастал,
Вера та всё и всех победила.

Среди тех пришельцев – семейство одно
Портных небогатых – с ребёнком
На жительство в край тот суровый пришло…
Отец всё ходил по избёнкам:

У бедных, таких же, как сам, он работал,
Семейству кусок добывая,
И мальчика, сына, к тому ж приучал –
И сын привыкал, подрастая.

И стали за отроком тем замечать,
Что часто, весь день проработав,
Он в ночь не ложился на час даже спать, –
Всю ночь на молитве коротал.

Когда был досуг от работы – он в храм,
Забывши усталость и пищу,
Молиться тайком ото всех убегал,
Последним делился он с нищим.

Когда же далеко от храма, в глухой
Деревне работать случалось,
Он, удочки взявши для виду с собой.
В леса уходил… И казалось

Тем людям, которым то видеть пришлось,
Как он средь дремучего бора –
Молился, – что с неба сиянье лилось,
Блистая в слезах, что во взоре

Стояли – дрожа, и по впалым щекам
На грудь его тихо сбегали…
И часто стоял так по целым он дням,
И люди святым его звали…

Скончались родители…, похоронив
Их с честью, праведник Божий
Все помышленья, весь ум устремил
К небу… и бедным прохожим

Вглубь той далекой, угрюмой страны
Он поспешил удалиться,
Чтоб даром, коему нет и цены,
С вогулами там поделиться…
И проповедь Божьего слова в лесах
Широкой рекой прокатилась –
И боги вогулов сгорели в кострах,
И вера в Христа утвердилась…

Три века прошло… и в далеком краю
Размножились храмы святые,
И крепко тот край хранит веру свою
И мощи святого – честные.