Проповедь протоиерея Сергия Алексеева на Божественной литургии в Неделю 28-ю по Пятидесятнице: «Земное, человеческое, временное заглушает в нас ростки вечности…»

Проповедь протоиерея Сергия Алексеева на Божественной литургии в Неделю 28-ю по Пятидесятнице mp3

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
     Сегодняшний Евангельский отрывок заканчивается неприятными на первый взгляд словами, которые не дают нам, казалось,  никакой надежды: «Много званых, но мало избранных». И мы не можем не задать себе вопрос: «Кто такие «званые» и кто такие «избранные»?
Что такое призвание  и какое значение оно имеет в Церкви Христовой?»  Сегодняшнее чтение говорит нам об этом. «Званые» и         «избранные»  — все люди. И прежде всего те, которые полагают свою надежду на Бога. Мы их называем «верующие», хотя это не совсем точное название. «Верующие», скорее всего, есть  собирательное название.
     К верующим обращен призыв прийти на Вечерю: некий богатый человек  устроил званый ужин и заранее извещал об этом прежде всего своих близких друзей. Когда все было готово, он послал слугу, чтобы оповестить приглашённых. И что же услышал слуга? Он услышал три стандартных отговорки, знакомые и  нам.   Что же это за отговорки? Один говорит, что купил землю и должен вступить в права наследства. Другой отвечал, что купил пять упряжек волов и нужно срочно их испытать. Третий отвечал, что женился и у него свое торжество. Когда слуга вернулся в печали, то хозяин  приказал позвать всех, кто встретится, чтобы не пропадало приготовленное  добро. Все были приглашены, но ещё осталось место, и хозяин  отдал приказ пойти в злачные места («по дорогам и изгородям» ), а в нашем понимании по «бомжатникам», и  не просто пригласить, а силой заставить прийти на Вечерю.
      О чем это притча? Каждое Евангельское повествование имеет несколько смыслов. В буквальном смысле — это  то, что было сказано ранее.
     Действительно, отговорки «званых»  могли бы быть оправдательными: человек должен вступить в наследование землёй в определённый период, а иначе он бы утерял данную ему  землю; человек должен испытать волов, как бы мы сейчас сказали «воспользоваться правом потребителя», и если они окажутся негодными, то обменять; и наконец, брак (свадьба). Он имеет такое важное значение, что законом Моисеевым новобрачным  предписывалось в течение года не ходить на войну. (Мы можем себе представить, что в наше время новобрачным давали бы  отсрочки от военной службы?). Все отговорки  — по закону. Но мы знаем о том, что Евангельская весть, прежде всего, опровержение того закона,
который стал игом, «бременем неудобоносимым».  Важно помнить, что Господь проповедует пришествие Царствия  Божия, и Вечеря  «званых» — пролог Царствия Божьего. «Званые» — это те, кто своей жизнью, верой и  мировоззрением утверждают пришествие Царствия и ждут его сами. Но когда так не происходит, то находятся стандартные отговорки. Господь предлагает нам Небо, но мы говорим: «Я хочу сначала пожить здесь, на земле». Царство Божие неудобно тем, что всегда настигает  нас в самые  невыгодные для нас моменты: «Сначала я здесь пущу корни, возделаю свой участок, принесу какой-нибудь плод и тогда уже подумаю о Небе», — так рассуждает один. Другой говорит: «Я должен здесь исполнить свое земное предназначение: принести свои таланты на службу государству, на службу людям, а Бог подождет, ведь Он — вечный. А мы — временные. И это время нужно потратить с пользой  для себя и окружающих». А третий говорит: «Я женился, в мою жизнь вошла любовь. Не та всеобъемлющая любовь Божия, к которой мы все призваны, а частная. И я все свои силы направлю на любимого человека, а Бог подождет». Конечно, мы можем сказать, что Господь призывает нас отвергнуть земное и пойти в Небесное. Но это не совсем так. Это сектантский путь. Вспомним, как секты вербовали своих сторонников: «Брось все, оставь своих ближних, свое имущество, а лучше отдай его руководителю секты, иди к нам — и получишь что-то». А христианство говорит нам о земной жизни как о «старте» в жизнь вечную. Качество нашей вечной жизни будет зависеть от того, как мы здесь, на земле, себя подготовим. И конечно,  человек, который здесь, на земле, ничего не любит, ничего не имеет, ничего не умеет , тот не попадёт в Царствие Божие. Земля должна быть «стартом», мы должны работать здесь, на земле, мы должны приносить плоды своего труда, но не должны на этом замыкаться. Мы должны любить ближнего… но не должны на этом замыкаться. Ибо замкнутость отрезает нас от мира. Замкнутость и является причиной того, что мы не попадаем в число «избранных» . Избрание — это не то, о чем мы часто думаем: «Бог посмотрел и кого-то и выбрал для Себя по каким-то только Ему ведомым характеристикам». Нет. Призыв обращен ко всем людям: верующим и неверующим. А почему мы считаем, что  неверующий не услышит призыв? Мы судим своим судом: «Они безбожники, неверующие. Это все не для них, а для нас». Но когда мы слышим призыв, то как мы  отвечаем? Это мы считаем Бога недостойным визита… Мы находим тысячу оправданий, чтобы сказать Богу: «Подожди, не Ты главный в нашей жизни». И в этом наш основной грех. Не в том, что мы чего-то не исполнили, не домолились, не попостились как следует. Не в этом. А в  том, что земное, человеческое, временное заглушает в нас ростки вечности.
Сегодняшняя притча не для  тех  людей, как толкуют многие церковные  проповедники, которые отказались (прийти на Вечерю) , она (притча) и для нас,  потому что мы тоже можем превратиться (и чаще всего превращаемся) в книжников, фарисеев и саддукеев, которые будучи ревнителями  о Законах  Божиих, проповедовали Бога, жили для Бога и тем не менее распяли  Христа. Именно они увидели в любви Божией опасность, расшатывающую  их устои. Не так ли и в нашей жизни? Часто  временное и человеческое мы ставим выше Божественного призвания. Почему мы позволяем себе клеймить  других за их непохожесть на нас? Но кто знает, когда придёт Сын человеческий и призовет на Свою Вечерю, не отговоримся  ли мы: «А сегодня по Уставу не положено это делать, сегодня постный день, поэтому никакой Вечери, никакого торжественного обеда». Подумаем над этим. Ибо наша земная жизнь есть «репетиция», подготовка к жизни вечной. И как мы себя ведём в этой жизни, то и  прорастет в жизни вечной: хорошее будет хорошим, плохое будет» тормозить» и мешать наслаждаться  любовью Господа. Аминь.