Проповедь протоиерея Сергия Алексеева на Божественной литургии в Неделю 26-ю по Пятидесятнице: «Праведный верою жив будет»

Проповедь протоиерея Сергия Алексеева на Божественной литургии в Неделю 26-ю по Пятидесятнице mp3

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему наше Священное писание называется Новым заветом? Почему есть Завет ветхий, и в чем суть Нового завета? Что изменилось в нашем религиозном сознании? Ответом на этот вопрос служит само писание, которое нужно не просто пробегать глазами, выхватывая интересные для ума фразы, истории, афоризмы. Это увлекательное занятие — превращать любую книгу, в том числе и Священное писание, в источник некой мудрости. Писание нужно не просто читать, а писание нужно изучать: проникнуть в его букву, в его дух. И когда мы начнём проникать даже в букву писания, у нас невольно возникнет вопрос, заданный законником, слышанный нами в Евангельском чтении и  обращенный ко Христу: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Конечно, мы все знаем, что есть заповеди, которые даёт сам Бог, что эти заповеди надо исполнять, и  это не вызывает никаких споров: так надо делать. И люди много веков так и делают; не убивай, не прелюбодействуй, почитай своих родителей, помни день праздничный. Но когда человек начинает действительно серьёзно исполнять заповеди, у него может быть двоякая реакция. Одна реакция: «Я все сделал, моя совесть спокойна, я исполнил свой долг, и теперь нужно ожидать от Бога дары. Неважно какие: или материальные богатства, или телесное и душевное здоровье, или ещё что-нибудь. И вторая реакция, которая отражает недовольство человека тем, что он имеет. Тот богатый законник, а у евангелистов Марка и Матфея фигурирует некий богатый юноша, но это не очень важно, потому что мы говорим не об истории, а о той мысли, которую иллюстрируют действующие персонажи. Не стоит напоминать сюжет, так как он хорошо известен каждому. Речь идёт о благочестивом юноше ( книжнике, законнике) , который спрашивает у Христа, чувствуя свою внутреннюю пустоту, что ему не хватает, чтобы наследовать жизнь вечную. У него все есть: богатство, ум, положение в обществе, уважение. Но чего-то ему не хватает. И он слышит ответ, который ему и всем окружающим кажется странным, не похожим на то, чему учит религиозная история человечества: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» . Мы знаем ответ юноши. Он огорчился, потому что был богат. И звучит фраза, которую мы воспринимаем как афоризм: «Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти  в Царствие Божие»….
Окружающие возмущаются ответом Господа и спрашивают:»Кто же тогда может быть спасён?» И слышат ответ: «Невозможное людям, возможно Богу». О чем эта фраза? В чем её суть? А в том, что Ветхий завет, а ветхим его делает не воля Божья, а реакция на Завет людей, потому что в каждом человеке, говоря современным языком, борются природные инстинкты и личная воля. Вся архаичная религиозность говорит нам: «Да, мы люди грешные, Бог где-то далеко, Он — грозный судья, Он — Вседержитель, Его нужно бояться и под страхом смерти (физической или духовной) выполнять то, что Он нам скажет». Знакомо нам это чувство? Да, знакомо. И в тоже время тоненьким ручейком на фоне полноводной реки архаичной религиозности звучат слова Завета,  сначала того Завета, который Бог заключает с Авраамом: «Выйди из земли твоей, оставь могилы своих предков и пойди в ту Землю, которую тебе Я укажу» («оставь могилы своих предков» означает «разорви прежние связи, отрекись от древней архаичной религиозности» ). Вот он, Новый завет, который ставит личный выбор человека над всеми традициями, над всеми импульсами нашей религиозной природы. Потом мы видим Завет, заключённый через Моисея с Израилем: «Вы будете у Меня народом избранным».  Но что мы видим? Мы видим, как захлестывает архаика, как из Завета, который освобождает человека, люди снова ввергают себя в плен предрассудков, суеверий, обычаев. Господь Иисус Христос пришёл, чтобы разрушить религиозные стереотипы, которыми были напичканы Его религиозные современники. Чем это закончилось, мы знаем. Не безбожники распяли Христа, не атеисты и агностики, а религиозные консерваторы, ревнители благочестия: книжники, фарисеи, законники. И сейчас, когда мы слышим слова Христа, мы тоже не понимаем, кто же может быть спасён? Благочестивые  фарисеи слышат обличения от Христа, а невежественные рыбаки вдруг  слышат в свой адрес: «Блаженны, когда вас будут гнать ради Меня…»
В чем тут дело? Ведь респектабельная религиозность говорит, как человек получает спасение: если будет исполнять правила.  Фарисеи были ревнителями и исполняли все правила и даже придумывали  новые правила, которые исполняли и проповедовали их на каждом перекрёстке.
В чем же новизна? А в том, что Христос говорит, что ни дела благочестия, ни наш интеллектуальный багаж, ни наши банковские счета не являются гарантом нашего спасения.  Ни богатство, ни интеллект, ни религиозность не могут стать  препятствием для вхождения в Царство Божие, если человек слышит слова: «Праведный верою жив будет»(Эти слова принадлежат  Аввакуму, которые апостол Павел сделал «трендом» христианского благочестия).
Ни делами, ни ритуалами, ни обрядами, а верой в то, что Бог силен нас спасти, помиловать, восставить из того состояния, в которое мы сами себя ввергаем. Не Бог нас заставляет  грешить, а мы сами это делаем, не Бог заставляет нас страдать, когда мы не очень важные постановления возводим в ранг высшего авторитета. Например, пост, который сейчас идёт. Это время сосредоточения, внимания, но наше внимание обращено не на то, что творится в нашем уме и сердце, а на то, как себя вести. Мы говорим: «У нас нет здоровья, чтобы вкушать ту или иную еду». Но разве о еде говорит Христос?
Он говорит о внимании у себе, к вере и верности к своему божественному призванию. Вот это должно стать материалом для нашего размышления. Пост учит тому, как заострить внимание ума и серлца, чтобы расслышать эту благую весть: «Праведный верою жив будет». И ту весть, которую провозгласил Господь: «Невозможное людям, возможно Богу».
И наконец то, что личность человека, тот образ Божий в человеке, а это и есть личность человека, имеет способность к самоопределению, к выбору, чем мы и отличаемся от всего окружающего мира. Христианский подвиг — это борьба между природными импульсами, пусть даже архаично благочестивыми, и личностным выбором, личностной верой, личностным следованием за Христом. Аминь.