Слово протоиерея Сергия Алексеева на Божественной литургии 1 декабря 2019 года: «Он есть мир наш …»

Слово протоиерея Сергия Алексеева на Божественной литургии 01.12.2019 mp3

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня в апостольском послании мы читали  отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам. Послание очень возвышенное, литургически наполненное. Там нет скучных моральных поучений, нет непонятных догматических положений. А в литургической, гимнической форме воспевается то, что для  христианина должно быть очевидным, должно быть записано на скрижалях его  сердца. В отрыаке говорится  о том, что Господь Иисус Христос упразднил всякую вражду и преграды, мешающие нам общаться с Богом и друг с другом. «Он есть мир наш», — это ключевая  фраза  всего отрывка.

Исторически послание к Эфесянам было написано тогда, когда все люди были разделены не по национальному принципу, а по принципу отношения к Богу. Собственно говоря, такое разделение сохраняется и до сего дня. Что же это за разделение?
Одни именуются «иудеи», а вторые — «эллины». Это не национальность, как многие думают, а вопрос  отношения к Богу. Иудеи нам ближе: именно они проповедовали завет с Богом, они говорили всему миру, что Бог общается с нами непосредственно, Бог — это творец неба и земли. А вторые — эллины, которые были убеждены в том, что даже если Бог и есть, то Он не вмешивается в свое мироздание. Он дал нам законы, и умный человек изучает эти законы: либо подчиняется им, либо превосходит их.
Повторюсь, что такое разделение существует и сейчас, только мы теперь говорим «верующие и не верующие».
Противопоставление «иудеи — эллины» было выражено духовно, как стремление, прежде всего, иудеев отгородиться от влияния язычников, эллинов. Так и со стороны  язычников было неприятие иудеев с их законами. Их вражда выражалась и в материальном плане. В Иерусалим ком Храме была преграда — табличка, гласившая: «Кто из язычников зайдет за эту преграду, тот будет убит на месте». Такое положение дел устраивало и рямлян, так как мировоззрение и тех и других было сходным, только одни — с одной стороны баррикады, а другие — с другой.
Апостол Павел пишет о том, что Господь Иисус Христос из двух людей (двух напраалений) создал нового человека, убив в Себе Самом эту вражду, разрушив преграду. Для христианина не является  принципиальным, кем был человек до своего обращения ко Христу:
иудеем или эллином, верующим или не верующим, религиозным или атеистом. Кстати, на страницах Евангелия мы не видим ни одного примера, когда  пришедших к Нему, Господь заставляет проходить «генеральную» исповедь. Человек обратился — и слава Богу.  Ибо с момента обращения начинается новая жизнь, жизнь во Христе, жизнь следования Христу.
Теоретически нам  все понятно. Но давайте посмотрим, как осуществляется этот идеал у людей. К сожалению, приходится признать, что мы, живя во Христе, вольно или невольно противимся Духу Святому, ибо Христос приносит мир! А мы что делаем?
А мы обычно сами строим барьеры, прежде всего, вокруг себя. Строим барьеры и  глобально, и в космическом масштабе. Мы отделяем чистое от  не чистого, ищем врагов, чтобы их обличить, а не вразумить. Этим пафосом обличения и вражды заполняется наша жизнь.
Посмотрим на свое сердце. Что в нем? Стремление к разделению. Что у нас в семье? Стремление к разделению. Что на работе? Тоже стремление к разделению, группировки, интриги. Что у нас в масштабах страны и в масштабах мира? Тоже самое. Стремление к превосходству, превозношению, воздвижению барьеров и вражда. Но разве этому нас учит Христос? Конечно, нет.
Мы можем себя успокаивать тем, что послание написано не нам, а каким-то далёким людям в Эфесе. Но это Священное Писание, оно обращено и к нам. Мы убеждаемся в том, что те вопросы, которые стояли в то время, не менее остро стоят и в наши дни. Поэтому, читая строки Священного Писания, применим их к себе: соответствует ли моя жизнь, мысли, чувства, мировоззрение тому, к чему призывает нас Господь? И если это не так, то нам открыты двери покаяния, нам открыт путь перемены своих мыслей, нам открыт путь к стяжанию Святаго Духа.

Послание апостола Павла к Эфесянам

14Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 15упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 16и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

17И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, 18потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

19Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, 21на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.