Проповедь иеромонаха Клавдиана (Меньшикова) на Божественной литургии в Неделю 21-ю по Пятидесятнице: «Будем же просить Господа, чтобы Он расторгнул наши узы с грехом, чтобы Он помог нам возненавидеть то зло, которое живет внутри нас, того ветхого человека, который проявляет себя по отношению к ближним…»

Слово иеромонаха Клавдиана (Меньшикова) на Божественной литургии в неделю 21-ю по Пятидесятнице mp3

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

     Завершая свое земное служение, Господь наш Иисус Христос совершал множество чудес. И одно из таких чудес описывается в сегодняшнем Евангельском повествовании, которые мы слышали за Божественной литургией. Господь исцеляет человека, одержимого легионом бесов. И жители Гадаринскго селения, рядом с которым произошло это чудо, просят Спасителя оставить их, потому что великая сила Спасителя оказывается для них необъяснима и выше из разумения они не готовы принять учение о Царствии Божием – и Господь удаляется от Гадариснкого селения.

     Мы с вами редко встречаем одержимых людей, а когда встречаем, то стараемся отстраниться от них, чтобы они не мешали, не угрожали нашему состоянию и здоровью. В лучшем случаем возносим молитвы, чтобы Господь подал им исцеление и избавление от одержащей их болезни. Совсем иначе к бесноватым относились афонские подвижники. Об этом мы читаем в книге «Моя жизнь со старцем Иосифом» Ватопедского старца Ефрема.  Они видели в них, прежде всего, больных и страждущих людей, но не теряли надежду на спасение: молились за них Богу и даже считали, что через одержимость Господь этих людей спасет. Ибо страдания, которые человек испытывает при этой болезни, приравниваются к мученичеству. И если человек выдержит до конца это страшное состояние, когда не он в разуме ведет себя так, а в нем действует чужеродная и враждебная сила, то этого человека Господь помилует, простит и дарует Царство Небесное.

     Однако есть и другого вида одержимость. Одержимость, которая может и не проявляться в видимых формах. Но она существует и выказывает себя по отношению к окружающим человека людям.  

Каждый из нас имеет свои страсти, и вот через эти страсти нечистая сила часто действует на нас и заставляет нас делать то, что мы не хотели бы совершать. Святой апостол Павел в одном из своих посланий замечает: «…Бедный я человек…потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… кто избавит меня от сего тела смерти?»

Действительно через наше тело, через наши страсти, нерадение, немощи, лукавство, очень активно и, к сожалению, не безуспешно действует злой дух.

Наша задача стать христианином не по имени, а самим телом. Просить у Бога средств для преодоления духовной брани, средств в борьбе с лукавыми, которые нас искушают.

Эти средства указаны в Евангелии. Господь, когда совершил одно из чудес —  изгнание бесов из одержимого человека, сказал, что сей род изгоняется молитвою и постом.

И вот когда мы сталкиваемся с людьми и у нас в сердце возникает приступ гнева, желание отомстить, осудить, доказать свою правоту, оскорбить человека, в лицо или заочно отозваться негативно, будем помнить о том, что в каждом человеке есть образ Божий. Будем помнить о том, что, совершая такие поступки, мы прежде всего разрушаем самих себя.  Мы даем нашим страстям процветать и калечить нашу душу. Поэтому очень важно в такие моменты останавливать себя, воздерживаться от общения, чтобы не вылить весь негатив и страсть на окружающих людей, и удалиться в какое-то место, где можно уединиться, чтобы вознести молитву к Богу о помощи.

Это действительно очень важно. Потому что когда мы идём на поводу страсти, будь то злопамятство, зависть, гордость, уныние, сребролюбие, то мы незаметно сами для себя становимся рабами этой страсти. Как написано в священном Писании «…то, кому работает, тот тому и раб»

Рабом божиим называется тот, кто свободен от действия страстей. Да, эти страсти в нем могут быть. Но они никак себя не проявляет. Они в этом человеке умерщвлены, он владеет сам собой. Он господин сам себе.

Но как часто, если мы посмотрим на свою жизнь, проанализируем свои мысли, слова желания, намерения и поступки, как часто мы можем видеть, что мы не свободны, а зависимы от раздражающих нас факторов, зависимы от страстей, которые меняют нашу душу, и эта зависимость делает нас глубоко несчастными, отделяет нас от Христа, делает нас больными и одержимыми, поскольку одержимость — это не только видимое беснование и неадекватное поведение, но это и неспособность человеком преодолеть свои страсти, когда страсти господствуют, а человек становится  слепым орудием в руках лукавых страстей и бесов

И вот Господь для того и сошел на землю, чтобы дать нам власть над дьяволом. И эта власть проявляется, прежде всего, в власти над собственными страстями. И побеждаются страсти молитвой и постом. Уже совсем скоро, в конце месяца, начинается Рождественский многодневный пост, которым мы будем приготавливаться к великому празднику — Рождеству Господа нашего Иисуса Христа. Помимо многодневных постов церковь установила совершать пост по средам и пятницам.

Пост – это не только воздержание от скоромной пищи, пост – это, прежде всего, воздержание от всего того, что соблазняет нас, от всего того, раздражает наши страсти, это удаление от себя всякого соблазна, это обращение к Богу, это устремленность ко Христу.

В апостольском чтении прозвучали замечательные и яркие слова, которые могут сказать о себе только святые люди. Святой апостол Павел говорит: «…уже живу не я, но живет во мне Христос». О себе такого, к сожалению, мы сказать не можем. Если бы в нас жил Христос, а именно это и есть цель нашей христианской жизни – стяжание Духа святаго, соединение со Христом   в Евхаристии и в полноте, насколько это возможно, тогда никакие бы страсти  в нас не действовали, ибо они были бы умерщвлены Благодатью божией, и ничего не могло бы разрушить наше мирное состояние духа, ничего не могло бы сделать нас несчастными. И мы, как и святые преподобные, в частности, преподобный Иов Почаевский, память которого сегодня мы совершаем, святитель Димитрий, митрополит Ростовский и многие другие наши русские и общецерковные святые, мы были бы примером для других людей, примером не столько словом, сколько своим видом, делом, поведением. Но как мы далеки от этого состояния!

Будем же просить Господа, Которому совершенно не сложно совершить чудо, чтобы Он воскресил нас, умерших грехами, чтобы Он освободил нас от власти тьмы, а эта власть проявляется через наши собственные страсти, чтобы Он расторгнул наши узы с грехом, чтобы Он помог нам возненавидеть то зло, которое живет внутри нас, того  ветхого человека, который проявляет себя по отношению к ближним и дальним, чтобы Он помог нам исполнить главную заповедь нашей христианской жизни: «Возлюби Господа Бога  твоего всем сердцем твоим,  всем помышлением твоим, всем разумом твоим … и ближнего  твоего, как самого себя..!»  Аминь.