Слово протоиерея Сергия Алексеева на Всенощном бдении на евангельское чтение о Воскресении Господа: «Дай Бог нам не стать противниками исполнения воли Божией…».
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Всякий раз, когда за утренним Богослужением мы читаем и слушаем повествование о Воскресении Христовом, мы замечаем, что евангелисты обращают внимание на различные детали этого события. Но все они сходятся в некоторых узловых моментах. Такими моментами являются: шествие Жен-М
ироносиц ко гробу, видение пустого гроба и их благовестие о Воскресении Господа ученикам. А ученики им не верят. И каждый раз возникает вопрос: почему же ученики не верят?
В сегодняшнем чтении мы слышим фразу, которой святой Иоанн Богослов пытается смягчить, в том числе, и свое неверие. Он пишет о том, что ученики еше не знали из Писания о Воскресении Господа.
Но ведь апостол Иоанн знает о том, что Господь в своей земной проповеди много раз говорил о том, что ему надлежит пойти в Иерусалим, быть преданным грешниками , быть распятым, умереть и воскреснуть.
Но создаётся впечатление, что эти слова проходят мимо учеников.
Почему же так?
Ответ можно увидеть в упреке, который Господь делает Петру в тот момент, когда апостол Пётр от имени всех учеников исповедует Господа Христом. «Ты — Христос, Сын Бога живаго», — говорит Пётр.
И после этого Господь возвещает о том, что надлежит исполнить Ему в Иерусалиме. Но Пётр не верит, отвечая так: «Да не будет с Тобой этого, Господи!»
И ответ Господа, с нашей точки зрения, очень жесткий: «Отоиди от Меня, сатана…» (Сатана- это противник, тот, кто пытается настоять на своём) . «… Потому что думаешь не о том, что Божие, а человеческое», — продолжает Господь. В этом упреке кроется ответ: ученики думали более о человеческом. Что подразумевается под понятием» человеческое»? О чем думал Пётр?
Ответ мы находим в многочисленной литературе того времени, в иудейских писаниях о Мессии. Каким хотели видеть иудеи Мессию? В одном из пунктов был такой «догмат» :
Мессия не может умереть. Мессия — тот, кто предвосхищает наступление суда Божьего, пришествие Царствия Божия: мёртвые будут воскрешены, живые преобразятся. Вот на что уповали ученики. Но это человеческие домыслы, потому что Господь знает, что ему надлежит пережить. И поэтому так жёстко Он отвечает своему старшему ученику.
Становится не удивительным и то, что ученики, увидев распинаемого Господа, а затем, узнав о Его погребения, усомнились: рухнули человеческие надежды учеников. Они не могли открытым сердцем и умом воспринять весть Мироносиц о Воскресении Господа. Они бегут, чтобы самим удостовериться. Что они видят? Пустой гроб, лежащие не тронутыми пелены.
Мы с вами тоже можем почувствовать всю жёсткость и горечь этого упрёка. Как часто мы своими человеческими домыслами искажаем весть Христову, толкуем божественные вещи по-человечески. Многие догматы объясняем так, как нам удобно, в том числе, и самый главный догмат нашей веры- догмат о Воскресении. Мы недоумеваем: как это так, как можно, если человек превратился в прах, сожжен в крематорий или растворился в море, как можно восстать в теле? Можно. Потому что Господь всесилен. Он сотворил этот мир, Он его преобразил, Он восставит наши тела из праха. Воля Божия будет исполнена. И дай Бог нам не стать противниками исполнения воли Божией. Аминь.