Слово протоиерея Сергия Алексеева на Всенощном бдении 28 сентября 2019 года: «…сейчас то время, когда мы должны размышлять о смысле Креста, о смысле Крестоношения в нашей жизни…»

Проповедь в аудиоформате.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие отцы, братья и сестры!
Мы с вами находимся «в пространстве» празднования Честнаго иЖивотворящаго Креста. Вот уже несколько дней, с четверга вечера, в середине храма находится Честный и Животворящий Крест. И все наше внимание приковано к нему. Это время, когда мы должны не только телесно поклоняться и почитать Честный Крест, но и размышлять о смысле Креста, о смысле крестоношения в нашей жизни. Самые проникновенные слова о смысле крестоношения, о Кресте, о смысле христианской веры принадлежат апостолу Павлу. Это отрывок из послания Коринфянам, который читался в сам праздник, в пятницу, за Божественной литургией. Нам всегда надо помнить эти слова. Апостол Павел пишет : «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия»
Вспомним, по какому поводу апостол пишет эти слова. Он обращается к своим духовным чадам, Коринфянам, к общине, которая раскололась по причине человеческой гордости. Некоторые Коринфяне посчитали себя слишком духовными, достойными благодати Божией и решили, что крещение, которое над ними совершено, и есть «пропуск» в Царствие небесное, индульгенция за все их грехи: и прошлые, и настоящие, и будущие, что они находятся в особом духовном состоянии. Сейчас это состояние мы бы назвали состоянием прелести, ложным религиозным состоянием, когда мы видим только себя, а не Христа в свой жизни, ибо Христос отходит на второй план. Вот против такого состояния и ополчается апостол Павел. Свою проповедь он подчёркнуто называет проповедью о Христе и говорит, что не хочет ничего знать, кроме Христа и Того распятого. Мы понимаем, что это политический прием, потому что сам апостол Павел всегда проповедовал о Христе воскресшем, но мы знаем и другое: без Распятия не было бы Воскресения. Далее апостол пишет о иудеях, которые требуют знамений, о эллинах, которые ищут мудрости. Это не те иудеи, которые остались чужды к проповеди о Христе, не те эллины, которые жили в Греции и поклонялись свои богам. Не о них говорит апостол. Он говорит о тех, кто принял весть о Христе, но не правильно её интерпретирует: о иудеях, ждущих от Бога знамений, чудес и ищущих разного рода духовных состояний. Это соблазн, потому что такие люди забывают о реальности нашей жизни, о ее жестокости и о христианском пути спасения, как пути постоянного крестоношения, потому что Господь говорил об этом : «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Другие, эллины, это те, которые пытаются все многообразие жизни, все хорошее и плохое, все трудности вложить в комфортный для ума катехизический список, чтобы иметь ответы на все вопросы. Это люди, боящиеся реальности жизни, реальности христианского подвига. И мы, читая эти строки, обращаемся к своему сердцу. Разве не бывает так, что мы хотим Бога, который совершает чудеса и знамения, который накажет всех наших врагов, поможет во всех наших начинаниях как хороших, так и плохих? Разве не бывает так, что мы хотим убежать от реальности и дать комфорт не только телу, но и уму, не задавая себе лишних вопросов, ведя жизнь, можно сказать, «полуовощную?
Эти соблазны всегда были в Церкви. Но когда мы смотрим на Крест Христов, мы понимаем, даже не умом, ибо умом это понять невозможно, а понимаем каким-то шестым чувством, что несмотря на внешнюю трагичность Распятия, это есть свидетельство силы Божией, это торжество жизни над смертью, бытия над небытием.
Апостол Павел, начиная послание проповедью о Кресте, заканчивает его проповедью о Воскресении, потому что смысл Креста — в Воскресении. И недаром центральным песнопением праздника Крестовоздвижения и других праздников, когда мы вспоминаем Честный Крест, являются слова: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и честное Воскресение Твоё славим»

Аминь.