Протоиерей Артемий Владимиров: сегодня мы отдаём дань смирению апостолов и их великому деланию, ибо чрез них Сам Христос оросил вселенную целительными струями благодати.
Слово на праздник святых апостолов Петра и Павла
Протоиерей Артемий Владимиров
Тайну этих святых апостолов, тайну сопребывания с ними Христа Воскресшего, дано понять лишь боголюбивым, молящимся, искренним, чистосердечным, дышащим любовью к Богу и к ближнему душам. Хотя Послания святых апостолов Петра и апостола Павла запечатлены в Новом Завете, но не всякий, раскрывающий их, умом и сердцем поднимается до тех высот и проникает в те глубины, которые Духом Святым открыты были этой двоице учеников Христовых. И главное в этой тайне – их смирение.
Один из них, называвший себя извергом, недостойным наименования апостола, оставил для нас исповедальное признание: …Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1, 15). Этот же апостол Павел говорил: …кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя (Гал. 6,3). Знал святой апостол тайну смирения, которая и нам должна быть открыта: если желаем пребывать в благодати Божией, боимся потерять её, мы должны не просто умом, но и сердцем ощутить своё недостоинство, смириться в прах и персть пред лицем Господа и пред ближними, по отношению к которым мы призваны почитать себя, по слову апостола Павла, должниками. Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам, – говорил апостол (Рим. 1, 14), ибо имел в себе обилие благодати Божией. Он бы раздаятелем благодати, понимая, что этот дивный дар предназначен не для него, но для Церкви, на служение которой был поставлен чудесным явлением ему Воскресшего Спасителя. Следствием этого явления стало обращение Савла в Павла, гонителя Церкви – в великого провозвестника Христова Воскресения.
Таков же был и Петр, сказавший: Господи, хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя (Мф. 26, 35); Господи, не умоешь ног моих вовек (Ин. 13, 8) и изведавший горечь себялюбия, тщеславия, высокомерия, осуждения, конечно, в меньшей мере, сравнительно с теми пороками, которые гнездятся в наших душах. Вразумлённый Христом, а ещё более собственным троекратным отречением, апостол Петр сполна вкусил горечь греха и сполна убедился в милующей благодати, которая тотчас приходит к тем, кто умет горячо и со слезами каяться.
По преданию, святой апостол Петр никогда не переставал плакать о своём малодушии, проявленном ночью во дворе первосвященника. Его современники видели глубокие борозды на щеках, которые образовались от ежедневного плача. По утрам апостол, вставая вместе с петухами, плакал, воспоминая, как Спаситель обратил к нему Свой скорбный взор, увидев который апостол опамятовался, пришёл в себя и вышел вон, «плакася горько», то есть омывая своё согрешение сердечными покаянными слезами. Само это покаяние поставлено в заслугу апостолу Петру, который, в отличие от Иуды, тоже согрешившего, воскресил в себе память о любви Божией и покаялся так, что был восстановлен в апостольском достоинстве.
Сегодня в Божественном Евангелии мы слышали исповедание Петрово, которое вменяется нам во всегдашнее молитвенное делание: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 16). За это исповедание апостол соделался камнем веры, одним из двенадцати камней, положенных на едином основании Церкви – Господе Иисусе Христе.
Это исповедание делает наше сердце крепким и мужественным. Почему всякий день и всякий час и общаясь с людьми, и делая всё необходимое, в соответствии с нашими земным обязанностями, мы должны освящать жизнь призыванием имени Иисуса Христа, исповедуя Его Иисусом Христом, Сыном Бога Живаго, что Церковь и дарует нам в молитве Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго/ грешную».
Итак, сегодня мы отдаём дань смирению апостолов и их великому деланию, ибо чрез них Сам Христос оросил вселенную целительными струями благодати. И поныне эта благодать изливается из уст апостольских, особенно на тех, кто любит апостольские Послания и старается ежедневно черпать в них назидание.