«Мы всегда хотели только святости и мира»: митрополит Кирилл озвучил позицию по строительству собора святой Екатерины

Сегодня, в день Святой Единосущной и Животворящей Троицы в храмах Екатеринбургской митрополии озвучено архипастырское послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла о ситуации вокруг строительства собора святой Екатерины. В обращении говорится об отказе от права строить храм в сквере у Театра драмы и о строительстве собора святой великомученицы Екатерины на достойном её святости месте.

В ДЕНЬ ВЕЛИКОГО ТОРЖЕСТВА

СВЯТОЙ И ЕДИНОСУЩНОЙ И ЖИВОТВОРЯЩЕЙ

ТРОИЦЫ

 

АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского КИРИЛЛА

всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской Митрополии

 

Где же построите вы дом для Меня,

и где место покоя Моего?

(Ис 66:1)

 

89 лет Екатеринбург живёт без храма, посвященного своей небесной покровительнице. Его стены не мешали построению справедливого общественного устройства, его колокола не тушили доменных печей, а его иконы не снижали урожайность пшеницы. Почему же новая власть, якобы в интересах рабочих и крестьян, снесла с лица земли этот величественный собор даже не пытаясь прикрыть бессмысленность своего действия сооружением чего-либо на его месте? Они говорили, что не веруют в Бога, но тем не менее сражались с Ним и Его Алтарями, ибо по слову Псалмопевца Давида «во храме Его всё возвещает о Его славе» (Пс 28:9).

Так и сегодня духовные потомки разрушителей святынь нашей Святой Руси — устами говорят, что не протестуют против храма, но делами показывают ненависть к присутствию Бога в их жизни. Не храм, а Бога они вытесняют из своей жизни. И вот Спаситель, Источник воды живой — мешает фонтану; Христос, освятивший Своими стопами Генисаретское озеро — изгоняется с Исетского пруда, а Господу, произрастившему «из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая» (Быт. 2:9) — не находится места среди Его собственных деревьев. Творение бунтует против Творца, и первый революционер-диавол не может успокоиться, пока остались люди, еще не соблазнённые его вечным протестом. А Христос, Который был рожден в пещере, потому что у людей не нашлось для Него дома, не обрёл пристанища и потом, о чём Он Сам говорил: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9: 58). Прошли тысячелетия и теперь перед нами стоит вопрос о месте Господа и Его храма в нашей жизни. Захотим ли мы повторить с пророком Давидом: «Не дам сна очам моим и веждам моим дремания, доколе не найду места Господу, жилища — Сильному Иакова» (Пс 131: 4-5).

Как говорит апостол Павел: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор 3:17). Поэтому мои слова не о стенах и куполах, не о камнях только, хотя, посвященные Богу, и они святы, а о той живой Церкви, которую составляют все верные Богу сердца. Я говорю тем незримым праведникам, которые созидают Царство Божие внутри себя. Пусть каменногособора святой великомученицы Екатерины — Невесты Христовой, в этом городе нет. Но содержание всегда найдёт себе форму. Есть подлинный собор детей святой Екатерины, которые не равнодушны к той мерзости, которая проявилась в нашем городе, и дерзновенной молитвой, терпением и упованием преодолевают диавольские искушения. И мы с радостью осознали, что мы едины, мы вместе, мы с Богом. Подлинная Церковь общности Бога и человеческих душ несравненно ценнее любых золотых куполов. Пусть никому не покажется, что противостояние в нашем городе — это спор о размещении «культового сооружения». В действительности же это момент, когда через кризис многие вещи становятся виднее. С многих волков были сорваны их овечьи обманные одежды, новые Иуды показали свой предательский нрав. Но и прежде теплохладные — вновь зажгли огонь веры, прежде нерешительные — сделали выбор, а подлинные друзья стали ещё ближе. Я рад тому, что Екатеринбург проявил себя в истории нашего государства не только как город, убивший святого царя и его невинных детей, но и как город, в котором есть люди думающие, верные, твёрдые. Несмотря на всю ложь пропаганды, сквозь которую слабому ручейку правды нельзя было и пробиться, тем не менее именно за сквер у Драмтеатра поступило подавляющее большинство предложений. А голоса, внешне уверенные в том, что горожане не хотят строительства храма в ранее узаконенном месте, выхватывая инициативу друг у друга, трусливо требуют убрать его из списка. Потому что боятся, что вся ложь лукавых социологических опросов может быть опровергнута честным и прямым голосованием.

Если бы мы мечтали видеть врагов своих поверженными, то настояли бы на оставлении места у Драмтеатра в листе для голосования и этот вариант имел бы все шансы победить. Но мы не хотим считать кого-либо своими врагами. Даже тех, кто упорно называют людьми исключительно своих либеральных единомышленников.Мы же всегда хотели только святости и мира, а не греха и злобы. В атмосфере тотальной лжи и обмана, даже участок, выбранный открыто и честно большинством горожан, всё равно станет причиной раздора для людей, желающих разбудить древнего демона гражданской междоусобицы. Мы бы не хотели давать диаволу такую возможность, а потому с покорностью Божественному Промыслу, ведущему нас Ему одному ведомыми путями, отказываемся от права строить собор святой Екатерины в сквере у Драмтеатра.

Я осознаю, что очередной раз идя на уступки,священноначалие перед своей паствой выглядит подобно плохой матери, каждый год приводящей своим детям нового папу, которого, как только дети к нему привыкают и начинают любить, сменяет на следующего. Уступая в очередной раз, мы понимаем, что череда этих уступок не может быть бесконечной. И если первый раз это случай, а второй раз совпадение, то третий раз – это закономерность, которую мы не можем не заметить. У нас не осталось щёк, которые мы ещё не подставляли под удар. Поэтому я надеюсь, что нынешняя уступка – последняя. Мы услышали аргументы защитников сквера от застройки и согласились с тем, что площадка под строительство кафедрального собора не будет располагаться в каком-либо сквере или на территории зелёных насаждений, да и вообще на общественной территории. Мы слышали от сторонников сквера, что их протест связан с защитой общественных территорий от застройки и не возник бы, если бы строить начали на выкупленной земле. И хотя мы многократно убеждались, что не стоит верить ни единому их слову, сделаем так, как они хотятв очередной раз.

Мы хотели бы, чтобы уступчивость наша стала поводом к миру, а не к новому витку противостояния, которого тем не менее не стоило бы исключать, ибо по слову преподобного Исидора Пелусиота: «Церковь была воюема, но не одолеваема, напротив того, оказалась восторжествовавшею над покушавшимися ее уничтожить. Итак, чему же дивиться, если и святые терпят здесь нападения? Сии брани делают их победы славнейшими и добычи досточестнейшими». Мы ожидаем победы не над людьми, а над ложью, будучи призванными Самим Богом быть свидетелями истины. Мы благодарны жителям города святой Екатерины, живо откликнувшимся на инициативу городских властей и направивших свои предложения о месте размещения кафедрального собора. Мы рады, что тезис о том, что Церковь, власть и большинство горожан разошлись в своих мнениях – оказался злонамеренной ложью тех людей, кто хотел бы, чтоб так было и на самом деле, кто за огромные деньги пытается сформировать именно это разделение. Мы же хотим единодушной и вдохновенной работы на благо нашего возлюбленного Отечества. И мы обязательно в скором времени начнем строительство собора святой великомученицы Екатерины на достойном её святости месте, не осквернённом бесовскими плясками и злобными аффектами. Уверенность эта зиждется не на силах человеческих, а на силе Животворящего Духа, присутствующего в Церкви. «Твердость же Церкви зависит не от мира с царями, но от силы Божией» – говорит святитель Иоанн Златоуст. И эта сила, как известно, сопутствует правде, ради которой мы призваны стоять даже до смерти. Все вместе мы составляем единый Божий храм, Святую Соборную Церковь, как говорит тот же златословесный святитель: «Разве Церковь — в стенах? Церковь — во множестве верующих. Вот сколько твёрдых столпов, не железом связанных, но скрепленных верою!»

Я призываю всех христиан нашей митрополии быть едиными и неравнодушными, ибо эта соль земли сейчас нуждается в кристаллизации. Нам нужна сплочённость, ибо по одному погубят не только каждого из нас, но и всю ту русскую христианскую цивилизацию, которая так мешает воцарению в мире зла.

В этотвеликий деньогненного схождения Святого Духа, собравшего всех нас в Христову Церковь, я обращаю к екатеринбургской пастве утешительные слова преподобного Ефрема Сирина: «Блаженна ты, Церковь верных, ибо Царь царей утвердил в тебе Свое жилище. Твои основания никогда не поколеблются, ибо Господь – страж твой, и врата ада не одолеют тебя, и хищные волки не могут сокрушить или ослабить твоей крепости. О как велик ты, дом Божий! Как ты прекрасен!»

 

 

Божией милостию, смиренный КИРИЛЛ,
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский

Екатеринбург

16 июня 2019 года

День Святой Троицы