ПОУЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА) В ПРАЗДНИК УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

В день праздника Успения Пресвятой Богородицы предлагаем сотворить духовный труд, и внимательно прочесть назидательное слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина), сказанное старцем в праздник Успения Пресвятой Богородицы.
«Сегодня Церковь празднует Успение Божией Матери. Давайте подойдем к иконе Успения. Мы видим апостолов, скорбно склонившихся над телом почившей Богородицы. Они оплакивают Ее кончину, и весь их облик выражает боль разлуки с Ней.
Но в верхней части иконы — отверстое небо, и Христос держит в объятиях душу Своей Матери. Во что она завернута? Это погребальный покров или младенческие пелены? И то и другое.
Глядя на них, мы вспоминаем иные. Как Она держала Младенца на руках, прижимала к Своей груди — так теперь Он держит Ее младенческую душу. Как Он родился на земле, чтобы спасти каждого из нас — Она сейчас рождается на небе, чтобы стать нашей заступницей перед Ним. Так что же мы празднуем в этот день? Рождение Царицы Небесной. Смерть здесь — это переход в Небесную Обитель.
Успение Божией Матери — последний двунадесятый праздник церковного года. А первый — Ее Рождество. Так и каждый из нас проходит свой жизненный путь: от рождения до смерти. Чем обернется она? Рождением ли нашей души в Небесном Царстве, там, «где празднующих глас непрестанный» и радость со святыми и ангелами, с Царицей Небесной и с самим Господом Христом? Или началом вечной тьмы, «где плач и скрежет зубовный»?
Праздник Успения во многом сходен с Пасхой. В эти августовские дни тоже выносится и погребается плащаница. Мы проживаем и смерть Пресвятой Приснодевы, и Ее погребение, и счастье Ее воскресения».
«Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: «Жено! се, сын, Твой». Потом говорит ученику: «се, Матерь твоя!» И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19,26-27). Евангелие от Иоанна повествует о том, что Иисус, претерпевая Крестные страдания, поручает свою Мать заботам любимого ученика, Иоанна. Пресвятая Богородица поселилась в доме Иоанна Богослова недалеко, от Елеонской горы. Она была с теми, кто поддерживал и утверждал молодую христианскую Церковь. Уверовавшие во Христа приходили в Иерусалим из дальних стран, чтобы увидеть и услышать Богородицу. Апостолы записали все, что Она рассказывала о Своей жизни и о земной жизни Своего Сына.
Церковный историк Никифор Каллист подробно изложил предание, которое передает обстоятельства Успения Божией Матери. Предание основано на свидетельстве священномученика Дионисия Ареопагита и сочинении епископа Сардийского Мелитона, составленного во втором веке. Никифор Каллист писал о том, что многие из тех, кто не верил в учение Христа, покушались на жизнь Матери Божией. Из дома Она выходила только в церковь и всегда в сопровождении близких. Нередко Она приходила к Святому Гробу Господню на Голгофу и там молилась.
В одно из таких посещений Ей явился Архангел Гавриил и поведал о скором Еe переселении из этого мира в мир небесный, вручив Ей в залог пальмовую ветвь. Пресвятая Богородица рассказала об этом Иосифу из Аримафеи, как о благой вести, потому что скоро Она должна была увидеть Своего Сына. По молитве Божией Матери сделалось так, что ко времени Успении в Иерусалим из дальних стран стали собираться Апостолы. Св.Иоанн Дамаскин говорил, что они слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Она сообщила им, что скоро покинет их. Во время беседы с Апостолами пред Ней чудным образом предстал Апостол Павел со своими учениками.
Наступил час, когда должно было свершиться Успение Божией Матери. Апостолы окружили ложе, на котором пребывала Дева Мария. Внезапный свет затмил пламя горевших свечей, и сошел сам Христос, окруженный Ангелами и Архангелами. Видевших это охватил священный трепет. Божия Матерь произнесла: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея». Без страдания, как бы во сне, душа Пресвятой Девы покинула этот мир и отошла к Вечной жизни.
Святые Апостолы Петр, Павел, Иаков и другие понесли одр, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, через весь Иерусалим в Гефсиманию. Над процессией появилось облако света и послышались звуки небесной музыки. О погребальном шествии донесли первосвященникам. Послали стражу, чтобы разогнать процессию, но облако спустилось к земле и закрыло ее от нападавших. Были слышны шаги и пение, но никого не было видно. Первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. Афония ужаснулся и раскаялся, а получив исцеление, стал исповедовать учение Христа. К вечеру святые Апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.
По Божиему промыслу Апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим по прошествии двух дней на третий и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Еe исчезло, и в пещере лежали только погребальные пелены. Пречистая Богородица была взята на небо в теле. Вечером, того же дня за трапезой им явилась Матерь Божия и произнесла: «Радуйтесь! Я с Вами во все дни». В ответ Апостолы воскликнули при преломлении хлеба: «Пресвятая Богородица, помогай нам».