Радуйся, страны Сибирския подвижниче, доселе неизреченный…

Город Далматово — одно из первых русских поселений в Зауралье, старше соседних городов Шадринска и Кургана, старше даже Санкт-Петербурга, а город Каменск-Уральский начался с поселья на землях Далматовского монастыря на реке Железянке. В это время заселения Сибири русскими людьми — продвижение Российского государства на восток. Свое название город получил от Далматовского Успенского мужского монастыря, основателем которого стал в далеком 1644 году от Рождества Христова старец Далмат.

До пострижения в монахи преподобный Далмат, в миру был Дмитрием Ивановичем Мокринским. Родился он в 1594 году в городе-крепости (остроге) Березове. Жил в Тобольске, состоял на государевой службе, был женат, имел детей. Отец его был казачьим атаманом, мать, как некоторые считали, — дочерью новокрещенного татарина из рода мурзы Илигея, владельца земель по берегам реки Исети.

После смерти жены Дмитрий Мокринский ушел в Невьянский монастырь, где и был наречен Далматом. За свою начитанность и приверженность к вере Далмат пользовался таким уважением братии, что вознамерились они поставить Далмата наставником. Но, не желая этой чести, стремясь к уединению, Далмат тайно покинул Невьянский монастырь и ушел на дальнее поселение, захватив с собою родовую икону Успения Божией Матери.
По совету жителя Киргинской слободы Семена Сосновского Далмат выбрал для уединения удобное в географическом отношении место – высокий обрывистый холм – берег реки Исети, урочище Белое Городище – при слиянии рек Течи и Исети. Первым жилищем его была пещера около чистого ключа.
Земли, на которых поселился Далмат в 1644 г., принадлежали татарскому мурзе Илигею и сдавались им в аренду. Илигей дважды пытался вооруженным путем изгнать Далмата из своих владений. И дважды он терпел неудачу. Трудно сказать, каким образом старцу удалось одержать победу в борьбе за эти земли. Предложений  много: и дальнее родство с Илигеем, и чудесное явление Пресвятой Богородицы  татарскому мурзе, который после этого передал во владения  Далмату земли Белого Городища в 1646 году.

Монастырь занимал выгодное стратегическое и географическое положение и поэтому стал своеобразными воротами для заселения обширного Исетского края. Он с первых лет основания манил к себе все новых и новых поселенцев. Первыми русскими поселенцами были исетские казаки, потомки казацкой дружины Ермака. Слух о новом монастыре распространился, и сюда стали прибывать люди из Верхотурского уезда, с Усолья и других мест.

К 1651 году первые насельники Далматовой пустыни построили на Белом Городище по благословению Тобольского архиепископа Герасима (Кремнева) деревянную часовню, кельи и ограду – первые постройки будущего монастыря. Но им было суждено простоять недолго.

Как сообщают документы, «в то лето по всей Исети никто русских людей не живал нигде, и пришли на них (то есть на жителей монастыря) ратию калмыцкие люди, и часовню и келлии у старцев и трудников пожгли и побили, а иных в плен побрали, только осталась на пожаре в пепле икона Пресвятыя Богородицы невредима, и старец Далмат сохранен бысть». С тех пор икона Успения Пресвятыя Богородицы считается защитницей и покровительницей Далматовского монастыря. Вновь вокруг Далмата собрались сподвижники, и монастырь возродился. Были построены церковь во имя Успения Богородицы, кельи, монастырские службы, ограда с башнями.

В 1662–1664 гг. пустынь опять подверглась опустошительным нападениям башкирских кочевых племен и внуков последнего сибирского хана Кучума. Но после каждого разорения обитель вновь отстраивалась. Старец Далмат пережил тяжелые годины бедствий и испытаний. Несколько раз он был близок к смерти, дважды на его глазах монастырь был уничтожен до основания, и дважды он снова возводил его из груды пепла и развалин.

Святой Далмат, не искавший по своему смирению суетной славы и власти, до самой смерти остался лишь простым старцем-иноком, несмотря на то, что ему как основателю, устроителю и руководителю монастыря по праву принадлежало и настоятельство в нем. Но хотя официально монастырем управляли другие старцы (так, в 1667 году игуменом монастыря был назначен сын Далмата Исаак), авторитет святого был велик, и его слово было решающим. Он всегда был сторонником строгого соблюдения религиозных канонов, и никакие обстоятельства не могли заставить его отступить от них. В таком же духе он наставлял и монастырскую братию.

Преставился ко Господу преподобный Далмат 25 июня 1697 года в возрасте ста трех лет. Он был похоронен в монастыре на месте самой первой церкви, когда-то сожженной кочевниками. Для захоронения был сооружен кирпичный склеп. В 1707 году над склепом была построена деревянная усыпальница или часовня.

В 1871 году на могиле инока Далмата был построен новый каменный храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость». В 1896 году над могилой преподобного возвели каменную усыпальницу, примыкающую к Скорбященскому храму.

В 1918 году имя преподобного Далмата было включено в службу всем святым, в земле Российской просиявшим, составленную святителем Афанасием Ковровским.

В 1923 году Далматовский монастырь был закрыт, в 1928 году прекратились богослужения в Скорбященской церкви. С 1933 года в помещении усыпальницы святого последовательно находились гардероб совхозного театра, госпиталь, производственные помещения завода молочного машиностроения, прачечная. Вещи старца Далмата были переданы в местный краеведческий музей, надгробие выброшено на свалку, пол над местом захоронения старца неоднократно бетонировался, а росписи усыпальницы были закрашены.

Лишь в 1992 году в Далматовском монастыре была возрождена монашеская жизнь. Проведены раскопки в гробнице святого, и 6 августа 1994 года были обретены мощи преподобного Далмата. Их поместили в деревянной раке в монастырской церкви в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость».

К 300-летию смерти Далмата ему были написаны служба и акафист.

В 2004 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил:

  «причислить основателя Свято-Успенского мужского монастыря Далмата Исетского к лику местночтимых святых Курганской епархии и включить имя преподобного Далмата Исетского в Собор Сибирских святых с установлением дня памяти 25 июня/8 июля».  

А 4 февраля 2013 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви утвердил общецерковное прославление подвижника.

Преподобне отче Далмате, моли Бога о нас!

ДАЛМАТОВСКАЯ ИКОНА УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ   МЕСТО ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ПРП. ДАЛМАТА

М

ШЛЕМ И КОЛЬЧУГА ПРП. ДАЛМАТА ИСЕТСКОГО