4 ИЮНЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ II ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

История Второго Вселенского Собора
Второй Вселенский Собор состоялся в 381 году во время правления императора Феодосия Великого. Этот правитель отличался большим благочестием и сделал много для распространения христианства на территории Римской империи, благодаря чему был впоследствии канонизирован. При нем велась борьба против ересей, а также были запрещены Олимпийские игры, имевшие языческие корни и обычаи.
Поводом для созвания Вселенского Собора в Константинополе стали лжеучения, ставившие под сомнение равенство третьего Лица Пресвятой Троицы Святого Духа с Отцом и Сыном. Последователи известного ересиарха Ария, получившие название духоборцев, в своем учении говорили о том, что Святой Дух является лишь творением Сына.
Другая ересь, савеллианство, утверждала, что Бог является единым и лишь по непостижимым для человеческого ума причинам проявляет Себя как три различных Лица. Святые отцы Вселенского Собора отвергли эти лжеучения, окончательно сформулировав учение Православной Церкви о Трех Лицах Пресвятой Троицы. На Константинопольском Соборе Символ веры, написанный во время Первого Вселенского Собора, был дополнен несколькими членами, выражающими вероучение Церкви о Святом Духе. Этот Символ веры, получивший название Никео-Цареградского, используется в Православной Церкви до сего дня.
Второй Вселенский Собор длился всего два месяца, но за это время были приняты очень важные для Церкви постановления. Сам император Феодосий, при поддержке которого состоялся Собор, присутствовал при заседаниях, однако не принимал участия в вынесении решений.

Участники и постановления Второго Вселенского Собора

Для участия в Соборе было приглашено 150 епископов, наиболее известными из которых были такие прославленные богословы и православные мыслители как святитель Григорий Нисский, святитель Кирилл Иерусалимский, а также святитель Григорий Богослов. Эти святые отцы были известны не только благочестием своей жизни, но также тем вкладом, который они внесли в развитие христианского учения.
В результате заседаний Собора святые отцы вынесли семь основных постановлений или правил, основными из которых было осуждение существовавших в то время ересей и предание анафеме всех тех, кто следует этим лжеучениям, искажающим смысл истинного христианства. Однако, отлучая еретиков от церковного общения и Таинств, отцы Собора говорили о возможности возвращения каждого из них в лоно Церкви при условии покаяния. Обсуждая тонкости церковного суда, епископы определили, как раскаявшийся в своем заблуждении еретик может вновь стать членом Церкви. Для некоторых признавалось достаточным лишь участие в Таинстве Покаяния, в то время как для последователей радикальных еретических учений требовалось, по мнению святых отцов, Крещение и Миропомазание.
Другим важнейшим постановлением было окончательное принятие Символа веры как основы христианского вероучения. Хотя Церковь с самого начала своего существования имела единую и неизменную веру, однако появление различных заблуждений требовало дать четкую формулировку основополагающим моментам христианства. Помимо этого, Второй Вселенский Собор вынес ряд решений по менее значительным вопросам, такие как статус епископа Константинопольского и автокефалия поместных церквей. Также был решен вопрос об управлении Константинопольской кафедрой, которую по постановлению собора занял святитель Григорий Богослов.

Тропарь, глас 8:
Препрославлен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истинней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе.

Кондак, глас 6:
Иже из Отца возсияв, Сын неизреченно / из Жены родися, сугуб естеством, / Егоже видяще, не отметаемся зрака изображения, / но, сие благочестно начертающе, / почитаем верно. / И сего ради истинную веру Церковь держащи, / лобызает икону вочеловечения Христова.

Величание:
Величаем вас / святителие велиции, / и чтим святую память вашу: вы бо молите за нас / Христа Бога нашего.

Молитва:
Святых отцев лик, / от конец вселенныя стекшийся, / Отца, и Сына, и Духа Святаго, / Едино Существо научиша и Естество, / и тайну Богословия ясно предаша Церкви; / ихже, похваляюще верою, ублажим, глаголюще: / о Божественный полче, / Богоглаголивии оружницы ополчения Господня, / звезды многосветлыя мысленныя тверди, / таинственнаго Сиона необоримии столпи, / миродохновеннии цвети райстии, / всезлатая уста Слова, / Никейская похвало, вселенныя украшение, / прилежно молитеся о душах наших.

ИСТОЧНИК