Проповедь иерея Константина Корепанова за Божественной литургией в четверг 29-й седмицы по Пятидесятнице 9 января 2025 года: «Мы должны помнить, что сделал для нас Бог, как пришел Он на землю, для чего Он пришел…»»
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня третий день Рождества Христового. Традиционно Святая Церковь чтит память апостола, первомученика Архидиакона Стефана, первого пострадавшего за Христа человека, и посреди храма также традиционно, лежит икона Рождества Христова. Ибо любой большой праздник празднуется в Церкви в течение семи дней, по правилам, прописанным еще в Ветхом Завете. И мы должны все эти дни рождественские, не просто вспоминать о том, что сегодня такая сплошная седмица, что можно есть мясо, яйца, сыр и пить вино, – а должны помнить и в эти семь дней, и желательно – в течение всей своей жизни, что́ сделал для нас Бог, как пришел Он на землю, для чего Он пришел. Мы не можем этого понять. Для нас это просто некая почти легенда, мифологический сюжет, – да, реальный, но вполне себе сказочный, не имеющий к нам никакого отношения. Мы-то сами у вертепа не стоим. Мы стоим у иконы, у изображения вертепа. Мы не были в той пещере ни с пастухами, ни с волхвами, ни тем более с Марией или Иосифом, ни с ангелами, да хотя бы даже с ослом или бычком. Мы там не были. Мы стоим только у иконы, изображающей это событие, и вспоминаем о том, что́ было когда-то, но к нам не имеющим никакого отношения, – просто повод лишний раз выпить или съесть лишний кусок мяса. Если бы переживали это событие, мы бы изумились, мы бы почувствовали, какое глубочайшее снисхождение нам оказывает тот, кто обычно сидит в чертогах царских, – просто в обыкновенном человеческом дворце, – и если он спускается со своего дворца и останавливается на ночлег в обычной крестьянской лачуге, – мы говорим: «Какой смиренный король! Какой смиренный царь! Он не возгнушался обычной деревенской кухней, обычным деревенским матрасом, его клопами, тараканами, пылью и вонью. Какой смиренный царь!» Но Этот Царь сделал гораздо больше. Он не просто заночевал у крестьянина в доме, Он остался в этом доме, отказавшись от своего царского достоинства, чтобы жить со своим народом. Он не просто стал нести тяготы человеческой жизни, он возложил грехи всех нас на себя. И если бы он не родился тогда в пещере, мы бы умерли в своих грехах. Даже если бы представить себе что-то сверхъестественное – что каждый из нас молился бы 24 часа в сутки и не делал бы никакого греха, – то и тогда бы мы обречены были только на ад, и ничего другого у нас бы не было; хоть бы нам быть совершенными самыми людьми. молящимися и не вкушающими ничего, кроме родниковой воды и листочков с дерева, – и тогда бы мы пошли в ад. Вся наша надежда, все наше упование – это то, что Бог стал одним из нас, для того, чтобы мы стали жить с Ним, – чтобы умереть за наши грехи, ибо чтобы умереть, надо стать человеком. И это невыразимое, непостижимое смирение, невыносимая любовь этого Бога, уменьшившегося до крошечного младенческого тельца, – если вы помните, как выглядят новорожденные младенцы, нуждающиеся в еде и в защите, в одежде, – всё это для того, чтобы нам показать, явить Свою любовь, свое величайшее снисхождение. А что делаем мы в ответ на это? Конечно, можно оправдаться нам, потому что мы-то только видим икону, мы-то только видим елочное изображение вертепа, в самом-то этом Вифлеемском вертепе мы не были. Поэтому, конечно, – где нам познать Его любовь? Где нам вкусить Его милосердие? Поэтому мы, как варвары, как дикари, злимся друг на друга, судим друг друга, превозносимся друг над другом. Чем? Чем ты лучше, чем твой брат? Ты родился в грехах, как и он. Как он, ты рождён грешной матерью от грешного союза, в грешном браке живешь в грешном мире, с детства вкушая грешные мысли, читая грешные книги, смотря грешные фильмы, весь потоплен в грехе. Чем ты лучше? Чем ты превозносишься? Кто тебе дал право судить другого человека, пьющего зятя, пьющую дочь, наркомана сына, начальника урода, изверга, деспота? Кто дал право тебе судить его? Подойди к вертепу, посмотри: Он, Великий, лежит без защиты, – тихий, никому не делающий зла, пришедший мир грешников спасти, – мир даровать человеку. Единственное условие этого мира – простить всех, явить милость всем; всем без исключения, потому что сам я, урод этакий, – помилован Им. …
И когда мы только захотим это сделать, когда мы захотим от всего сердца, по-настоящему не злиться ни на кого, не судить никого, миловать всех, кем бы они ни были, от короля или президента до пьющей соседки, до бомжа на улице, валяющегося в собственных испражнениях, – мы очутимся перед Вертепом. Не перед этим, – а перед тем, в котором родился Христос. И тогда мы познаем тайну этого новорожденного Младенца, ставшего беззащитным, чтобы нас, грешных, спасти. И нет другого способа. Он не просто лежит там, потому что Ему делать нечего, – а для того, чтобы научить, показать, явить нам Свою неистощимую любовь. Если хотим мы – приобщить нас к этой любви. Каждый из нас миллион раз говорил: я не в состоянии изменить свое сердце. Это ерунда. Для христианина это – ложь и богохульство. Потому что Тот, Кто любит каждого человека, Тот, Который родился для каждого и умер за всех, с Причастием живёт в твоем сердце. Человек, ты не хочешь менять свое сердце! Ты хочешь жить по-старому, по закону мира сего, где умные – командуют, сильные властвуют, богатые рулят жизнью, имеющий возможность – мстит, не имеющий возможности – злится; но все скованы грехом и злобой, ненавистью, возмущением, гневом, общим бунтом против Бога, Который, вместо того, чтобы всех нас наказать, взял и родился в вертепе, как человек, – чтобы нас приобщить Собственной силе, приобщившись к нашей немощи. Чтобы напитать нас Своей любовью, Своей Плотью, Своей Кровью, чтобы мы с преображенным сердцем шли и любили. На нас злятся, – но мы не воздаем зло на зло. Нас ненавидят, а мы – любим. Нас убивают, – а мы молимся за убивающего. Нас грабят, – а мы благодарим Бога, освободившего нас от того, что́ мешает нам служить Ему. Мы всегда и за все благодарим, любим, милуем и надеемся, что если мы напитались Его любовью здесь, – то и в Царстве Божьем, в будущем веке, мы будем ходить в Его любви и будем воистину сыновьями и дочерьми Божьими. Аминь″.