Проповедь иерея Константина Корепанова за Божественной литургией в четверг 28 седмицы по Пятидесятнице 2 января 2025 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня вы слышали Евангельское свидетельство, в котором Христос говорит, напоминает нам: «Вы – свет миру, а раз вы свет миру, – так да просветится свет ваш перед человеками, чтобы они, видя этот свет, прославляли Бога».
Это является, собственно, свойством всякого христианина. Он должен стать во Христе светом. Он должен светить людям. Конечно, сам по себе он этого делать не может. Он обыкновенный человек, он не может светить. Но он может вместить в себя свет и в этом свете стать носителем этого света и в этом свете светиться. И тогда, когда внутри него свет, – тогда и светится человек, и светится его жизнь, и светятся его дела, и этот свет видят люди.
Так устроена христианская жизнь. Нас не заставляют быть непогрешимыми, не заставляют очистить себя и довести себя до блеска, чтобы мы сияли, как армейская пряжка. Так можно сделать, – человек знает разные и техники, и практики, как побороть в себе какие-то грехи, как приобрести в себе какие-то добродетели, но, на самом деле, никакого света не будет. Будет только мой собственный свет, — а надо, чтобы люди, видя этот свет, прославляли не меня, а прославляли Бога, исповедуя совершенно очевидно, что этот свет человеку не принадлежит, что он есть свет Божественный. Нас просят только напитаться этим светом, быть пронизанным этим светом, который Христос принес на землю. От нас требуется, чтобы мы были с Богом одним целым, как мы читаем на молитвах после святого Причащения: «Господи, Ты во мне, а я – в Тебе». Только при этом состоянии соединения человека с Богом свет будет истинным, свет будет настоящим, и свет будет светить людям, и они, увидев этот свет, под воздействием этого света, сами будут просвещаться и освящаться.
Как сказал однажды митрополит Антоний Сурожский, человек должен стать прозрачным, как стекло, чтобы через него лился на других людей, на весь мир, свет Христов, как через витражи в соборах. Они сами по себе не светят. Они светятся только тем светом, который льется на них свыше. И в этом солнечном свете они сияют, играют и радуют всех, кто смотрит на них.
Но если, как говорит Христос, свет, который в тебе, тьма, – то какова же тьма? Если ты несешь тьму, а не свет? Ведь важно не то, что говорит человек, а то, что он сам собой являет. Мы думаем, что важно сказать что-то правильное. Правильное сказать можно, но это не является светом. Все люди вокруг говорят что-то правильное, но в мире все больше и больше тьмы. Если люди шарахаются от наших слов, Если одно общение с нами людей раздражает, угнетает, если одно общение с нами людей вводит в уныние и в депрессию, то не лгите на истину – нет в нас никакого света, а только одна тьма.
Человек же все чувствует. Если мы несем в себе свет, то люди чувствуют этот свет, смягчаются их сердца, просвещаются их мысли, и они сами открывают для себя Бога. А если одно общение с нами вводит их в уныние, в печаль, в раздражение, в гнев, в еще что-то нехорошее, то нет в нас никакого света. Мы не несем людям свет, хотя и мним о себе, как о носителях света. И человек, христианин, должен судить себя: а в свете ли он, или во тьме? А светит ли он, или он излучает темноту? А он – действительно ли светильник, который освещает окружающую тьму? Или он – смрадная куча, которая воняет, и все хотят от нее спрятаться подальше? Кто он есть? Христос говорит: «Испытывайте себя». Испытывайте, кто вы есть: в духе ли вы, или нет, в свете вы или нет. По делам нашим и будут судить, – не по тому, что мы хотели хорошего сделать, а по тому, что́ реально было хорошего от нас людям. Утешили мы хоть кого-нибудь, напитали ли мы кого-нибудь? Мы хоть кому-то добро сделали? А если от нас все шарахаются, как от прокаженных, если все думают, как бы избежать нас, чтобы нас не видеть, не слышать, не чувствовать, не говорить с нами – то мы сами во тьме пребываем и не признаемся себе в этом.
Мы думаем, что нам мешают люди, что это они мешают нам жить, это они докучают нам. Нет! невозможно погасить источник Света. Свет просвещает тьму, – свет во тьме светит, и тьма его не объят. А если кто-то смог внушить нам зло, заставить сделать нас зло, ввергнуть нас во что-то нехорошее, то не человек виноват. Это – тьма внутри нас. Просто этот человек послан нам, чтобы обличить нас, что внутри нас – тьма, что нет в нас света.
И что же нам теперь делать, – если все-таки мы познали, что мы темные, – потому что нас это раздражает, это угнетает, это вводит в уныние? Значит, темнота – внутри нас. Что делать?
И Христос говорит: «Покайтесь! Покайтесь!» Это не значит прийти и рассказать о своих грехах Богу или священнику, это ничего не даст. Покайтесь – это значит: обратитесь, развернитесь, повернитесь. Вы идёте не в ту сторону, вы идете ко тьме, поэтому и напитаны тьмою. Обратитесь к свету и идите к свету, делайте то, что велит вам свет. Не судите и молитесь за врагов, прощайте соседей, друзей, родителей. Всех простите, и свет Божий воссияет в вас. Не судите никого – и свет будет светить в вас. Молитесь за врагов, и свет будет светить в вас. А если вы ко всему этому еще и будете оплакивать ваши грехи и страсти оплакивать, – то сердце ваше слезами очистится, омоется. Ибо омывается сердце только благодатью и слезами, ничем другим омыться оно не может.
И поэтому и говорит Христос: «Блаженны плачущие». Потому что Утешитель утешит сердце человека Своим присутствием и напитает его светом. Вот это нужно делать. Заповеди Христовы есть свет. Молитва со слезами есть свет. Отречение от своей воли ради воли Господа есть свет. Если бы мы это делали, то были бы светлыми, и свет в нас бы не погас во веки веков. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Оператор: Сергей Комаров
Текстовая запись: Елена Плотникова