Похвала Пресвятой Богородицы
Из истории праздника Похвалы Пресвятой Богородицы
Историческим основанием праздника стало спасение города от нашествия персов и варваров в 626 году при императоре Ираклии. Тогда Константинопольский Патриарх Сергий, неся на руках икону Пресвятой Богородицы, прошёл крестным ходом по городским стенам, умоляя Господа защитить Константинополь от осадивших его персидских и скифских войск, а народ в храмах день и ночь молил Заступницу спасти город.
В ночь, когда враги двинулись на приступ, суда нападавших потопила внезапная буря. Благодарный народ в эту ночь вознёс во Влахернском храме защитнице города моление и пел гимн, ставший позже частью акафиста.
Сам акафист был впервые прочтён во Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божьей Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой, риза и пояс Богородицы, после избавления Константинополя от осаждавшего его флота русов в 860 году. Тогда Константинопольский патриарх Фотий вместе с императором Михаилом и с множеством народа, взяв в храме икону и ризу Богородицы и совершив с ними крестный ход, опустил в воды пролива Её ризу, и, как сказано в летописи, «море закипело, вражеские корабли потонули, и неприятель отступил от города».
Сначала праздник с чтением акафиста совершался в Константинополе во Влахернском храме. Позднее он был внесён в уставы монастырей Саввы Студийского и в церковные богослужебные книги, став, таким образом, общим для всей Восточной Церкви. Канон к празднику в IX веке написал Иосиф Студит.
Великий акафист — Похвала Пресвятой Богородицы — состоит из 24 гимнов или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных в соответствии с 24 буквами греческого алфавита. Каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуйя», каждый икос — приветствием архангела «Радуйся…». «Похвала» входит в состав богослужения субботы пятой недели Великого поста и поётся на утрене накануне, в пятницу вечером.
Этот праздник для православных людей имеет не только историческое значение: в этот день мы обращаемся к Богородице как к защитнице и орудию Божественного промысла, и благодарим Её за помощь и заступничество перед сыном — Господом Иисусом Христом.
Самая древняя из находящихся в России икон праздника, является «Похвала Богоматери с Акафистом» из московского Успенского собора. Она написана греческим мастером во второй половине XIV века.
Главной темой иконы Похвалы Богородицы является прославление Девы Марии, ставшей матерью воплотившегося Бога, как было указано в пророчествах. На иконах Похвалы традиционно изображают ветхозаветных пророков, держащих в руках определённые предметы. У Иакова — лестница, Моисей держит Неопалимую Купину, Валаам звезду, а Гедеон руно. У Иезекииля в руках врата, у Иеремии скрижаль, Исаия хранит клещи и уголь, Иессей и Аарон — процветшие жезлы. Давида и Соломона рисуют с макетами Иерусалимского Храма, а Даниила и Аввакума с горами. Однако не редко всех рисуют со свитками в соответствии с иконографией пророков