Слово протоиерея Александра Шаргунова на начало Успенского поста: «Христос на Кресте говорит нам, что мы Божественно любимы, вечно любимы: так любимы, что Бог послал на смерть Сына Своего за нас».
Как мудро Церковь начинает Успенский пост с поклонения Кресту Христову! В Успении Божией Матери — полнота приобщения Кресту Христову и Воскресению, неложная надежда нашей жизни и нашей смерти.
Однако Его Самого предали смерти. Потому что Он мешал. Он мешал тем, у кого была власть. Он мешал тем, кто возлагал на других тяжелые бремена, а сами пальцем не хотели пошевелить. Он мешал тем, кто хотел, чтобы им служили. Он мешал тем, кто жил только для себя, исполненный самодовольства и гордости за свои привилегии. Он противостоял всем этим людям. Он смел это делать. За это Он был осужден и предан смерти.
Он принял это осуждение, потому что оно входило таинственно в замысел Его Отца Небесного, Которому Он служил до конца. Исполняя превечный замысел Пресвятой Троицы, Он хотел одного — быть верным Своему служению всегда, даже до смерти. Бог дал всему человечеству знамение самой великой любви. Мы знаем это знамение — Крест Христов — страдания и смерть, вольно принятые ради спасения мира. Христос умер на Кресте, чтобы сказать нам, до каких пределов идет Его любовь и любовь Отца Небесного к каждому из нас. Если бы Крестные Страдания Господа не были исполнены этой избыточествующей любви, это была бы обыкновенная смерть, бесполезная для нас. Но эта смерть была исполнена Божественной любви, и это меняет все.
Потому в самые главные моменты нашей жизни мы поклоняемся Кресту Христову, который напоминает нам, до каких глубин мы Богом любимы, до какой степени мы драгоценны в глазах Отца Небесного и Его Единородного Сына. Можно вольно отдавать свою жизнь на кресте только за тех, кого любишь безусловной, не знающей границ любовью. Христос на Кресте говорит нам, что мы Божественно любимы, вечно любимы: так любимы, что Бог послал на смерть Сына Своего за нас.
Мы поклоняемся сегодня Кресту Христову. Будем молить Господа о благодати познать глубину Его любви к нам. И будем благодарить Его всею жизнью нашей за то, что Он возлюбил нас любовью, которую мы никогда не могли заслужить и которую не сможем заслужить никогда. Поклоняясь Кресту Христову, мы постараемся увидеть на нем не только нашего Спасителя. Устремим наш взор дальше, и увидим всех, кто когда-либо принял неправедные поношения, как Христос, и был беззаконно предан смерти, как Он.
Не напрасно святые отцы говорят: Крестные Страдания Христовы продолжаются в страданиях людей всех времен. Христос — там, где кто-то страдает. Он — с ветхозаветными мучениками Маккавейскими, со всеми христианскими мучениками. Он — с бесчисленными нашими мучениками и исповедниками Российскими. Но Он также там, где кричат о правах человека и при этом попирают элементарные человеческие права, как это мы видим сплошь и рядом сегодня во всем мире и в нашем Отечестве. Он — там, где отрицается человек, и человеческая жизнь сатанински осквернена и совершенно обесценена. Задумаемся сегодня об этих людях — им нет числа, об этих миллионах стариков и старух, об этих миллионах бездомных детей, которые сегодня лишены радости, лишены свободы, лишены хлеба. Увидим за их скорбными лицами скорбный лик Христа, распятого на Кресте.
Наберемся мужества взглянуть в страдающие лица наших братьев и сестер. Потому что если мы не сделаем этого, мы не сможем увидеть лик Христа, распятого на Кресте. И не сможем стать участниками Его Воскресения. Мы не сможем узнать, что значит праздник Успения Божией Матери. Вы помните слова Спасителя, восходящего на Голгофу: «Дщери Иерусалимские, не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших». Не будем оплакивать судьбу Христа на Кресте, Победителя ада и смерти. Но будем оплакивать судьбу этих мужчин и женщин, стариков и детей, истерзанных страданием, раздавленных нашей неправдой и равнодушием, лишенных возможности познать Бога. И будем оплакивать себя, потому что наша неспособность увидеть их свидетельствует об отсутствии в нас подлинного покаяния.
Вот чего ждет от нас Христос, когда мы приносим поклонение Его Кресту — чтобы сердце наше не забывало ни одного из этих людей, приговоренных к смерти. В то время как Христос умер за всех, и Матерь Божия, усыновившая всех у Креста Христова, не перестает Своей неусыпающей молитвой предстательствовать за всех, чтобы все имели жизнь и жизнь с избытком.